[<10>] ====== Толкования на Притч. 18:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение** **Когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным, и находит на него безчестие** ([[old:pr:18:03|Притч 18:3;]] LXX). Страшно, страшно, возлюбленный, быть уловленным кознями дьявола. Тогда душа запутывается как бы в сетях; и как нечистое животное, валяясь в грязи, услаждается этим, так и она, предавшись греховной привычке, уже не чувствует зловония грехов. Поэтому нужно трезвиться и бодрствовать, чтобы с самого начала не дать лукавому демону никакого доступа к нам, дабы он, омрачив наш ум и ослепив душевное око, не заставил нас, не могущих взирать на свет Солнца правды, подобно лишенным солнечного света, стремиться в пропасть. //**Гомилии на Книгу Бытия.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение** И потому, возлюбленные братия, что днем и ночью нас пытаются уловить не только малые грехи, но и величайшие прегрешения, не будем хранить себя до предсмертного покаяния, но во всякий день, пока живы, станем ревновать о принесении покаяния. Его должны постоянно исполнять не только миряне и клирики, но даже и сами монахи и священники. И хочу я, чтобы молился обо мне лишь епископ, приносящий ежедневное покаяние, ибо тот, кто из ложной чести или святости стыдится приносить покаяние, стяжает себе нужду молиться о собственном спасении. Ведь ни единого дня нельзя прожить без греха! Так какая же нам тогда польза в том, чтобы понемногу совершая мелкие грехи, из мельчайших капель собирать безбрежные потоки? Множество грехов, которые копились на протяжении долгого времени, порождает отчаяние. <...> Ведь все вы хорошо знаете, сколь проще вырвать нежные ростки, нежели вырубить твердую поросль. ...Прежде всего, пусть любовь ваша верует твердо и преданно, ибо никогда не оставит Бог человека прежде, нежели тот не оставит Бога первым. Ибо пусть даже и раз, и другой, и третий совершит кто-либо тяжкий грех, но все же ждет Бог, как речено через пророка, //чтобы грешник обратился и жив был// [[old:iez:33:11|(Иез 33:11)]]. А если тот станет упорствовать в своих прегрешениях, то из множества грехов возникает отчаяние, а отчаянием порождается окаменение. Беспечные люди сперва смотрят свысока на мелкие грехи, а тем временем к накапливающимся крошечным прегрешениям прирастают даже и преступления, и образуют бремя, и тянут ко дну. //**Проповеди.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение** Как погружающиеся в глубину, чем более сходят вниз, тем в большую стремятся тьму и глубь, так было и с родом человеков. Ибо не просто впали люди в идолослужение и не остановились на том, с чего начали, но в какой мере закосневали в прежнем, в такой же изобретали себе новые суеверия и, не зная сытости в прежних своих худых делах, пресыщались новыми, преуспевая в срамоте, далее и далее простирая свое нечестие. Об этом свидетельствует и божественное Писание, говоря: **когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным**. //**Против язычников.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение** И злой ум постоянно пребывает в превратных трудах, так как или печется о зле, которое доставляет, или страшится, чтобы не принесли ему зла другие. И что бы ни умышлял против ближних, опасается, дабы не умышлял этого ближний против него самого. Всех он подозревает, по всякому поводу трепещет. Он верит, что от всякого, кто приходит на память, можно ожидать враждебности. Стало быть, кому недостает спокойствия и безмятежности, у того, без сомнения, постоянно звенит в ушах отзвук страха. И нередко сталкивается он с тем, что ближний его прямодушно говорит с кем-либо, ничего не замышляя против него. Но тот, кто все время действует коварно, не может счесть, что по отношению к нему самому будут действовать прямодушно. //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ===== Прп. Иоанн Дамаскин ===== **Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение** Тем более возрастают в нем грехи сии, чем более душа его привыкает к ним и чем легкомысленнее о них думает. Ибо сказано: **когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным** ([[old:pr:18:03|Притч 18:3;]] LXX). //**Житие Варлаама и Иосафа.**// ===== Фульгенций Руспийский ===== **Егда приидет нечестивый во глубину зол, нерадит: находит же ему безчестие и поношение** Гордые и непокорные, которые отчаиваются в прощении грехов, лишаются его и не только по слепоте, достойной жалости, попечение о своем спасении отвергают, но также и не перестают смущать губительными словами верные души, хотя и не могут их извратить. Ибо чаще всего или безмерность грехов, или длина беспутно проводимой жизни отнимают надежду спасения, и к еще более дурным свершениям приводят. И таким образом на них исполняются эти слова Священного Писания: **когда достигнет нечестивый до глубины зол, то становится высокомерным** ([[old:pr:18:03|Притч 18:3;]] LXX). //**Письмо XVIII.**// ===== Лопухин А.П. ===== **С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием - поношение** См. Толкование на [[old:pr:18:01#lopuxin_ap|Притч. 18:1]] [<10>]