[<10>] ====== Толкования на Притч. 18:18 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Когда согрешишь, не выжидай обличения от другого, но прежде нежели будешь обличен и обвинен, сам осуждай свои поступки, потому что если уже обличит тебя другой, твоя исповедь будет не твоим делом, но плодом стороннего обличения. Вот почему и другой некто говорит: **Праведник первый свидетельствует против себя**. Значит, главное дело не в том, чтобы обвинять себя, но в том, чтобы обвинять себя первому, а не выжидать обличения от других. Вот и Петр, так как после тяжкого своего отречения сам тотчас вспомнил о своем грехе и исповедал свою вину без всякого обличителя, - и //плакал горько// [[new:mf:26:75|(Мф 26:75)]], то омыл свое отречение так, что сделался даже первым между апостолами, и ему вверена была вся вселенная. //**Против иудеев.**// ---- Каину необходимо было тогда же, когда он был спрошен Господом: //Где Авель брат твой?// [[old:gen:04:09|(Быт 4:9)]] - исповедать свой грех, пасть, умолять и просить о прощении; но он в то время отверг врачевство, а теперь, после приговора, когда все уже кончено, когда громогласно обвинила его кровь лежащего на земле, он сознается и не получает от этого никакой пользы. Почему и пророк сказал: **Праведник первый свидетельствует против себя**. Так и Каин, если бы предварил обличение Господа, может быть, удостоился бы некоторого человеколюбия по бесконечной благости Господа. Нет греха, как бы он ни был велик, побеждающего человеколюбие Божье, если мы в надлежащее время приносим покаяние и просим прощения. //И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно// [[old:gen:04:13|(Быт 4:13)]]. Исповедание достаточно, но неблаговременно. //**Беседы на Книгу Бытия.**// ---- **Первый в тяжбе своей прав**, – себя самого, а не другого. Если ты сделаешься порицателем другого, то будешь наказан; а если – себя самого, то будешь увенчан. И чтобы ты узнал, как велико благо – порицать свое грехопадение, для этого и говорится: **первый в тяжбе своей прав**. Если же он праведник, то как будет порицателем? А если он порицатель, то как будет праведником? Праведник не подлежит порицанию. А чтобы ты узнал, что и грешник, порицая свои грехи, чрез самое порицание их становится праведником, для этого и говорится: **первый в тяжбе своей прав**. Что значит: **первый**? Слушай внимательно. В судилищах бывают две стороны: одна – доносчиков, другая – тех, на которых доносят; одна – обвинителей, другая – обвиняемых; одна – виновных, другая – невинных; и начало речи предоставляется обвинителю, невинному. Но здесь – напротив. Ты, виновный, предвосхить начало речи, чтобы тебе сделаться невиновным; не дожидайся обвинителя. Хотя бы ты принадлежал и к виновным, но прежде, нежели услышишь что-нибудь подобное от обвинителя, сам обвини свои прегрешения. Язык есть меч изощренный; но им мы не станем ранить других, а будем вырезать собственные гнилые язвы. Хочешь ли узнать, что праведники обыкновенно порицали не других, а самих себя? Послушай Павла, который взывает: //благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик// [[new:1tim:01:12|(1Тим. 1:12,13)]]. Видишь ли, как он порицает самого себя? И еще: //Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый// [[new:1tim:01:15|(1Тим.1:15)]]. И еще в другом месте: //я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию// [[new:1kor:15:09|(1Кор.15:9)]]. **//Беседа 2-я о неясности Ветхого Завета.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Не пускайся в похвалы себе самому, не вынуждай и других говорить так о тебе, не принимай неприличного слова, скрывай, сколько можно, свои преимущества, а в грехах сам себя обвиняй и не жди обличения от других, чтобы тебе, по примеру праведного, себя обвинять в первых словах и уподобиться Иову, который не //боялся большого общества// [[old:iov:31:34|(Иов 31:34)]], дабы поведать перед ним падение свое. //**О смирении.**// ===== Свт. Григорий Двоеслов ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Даже не считающие себя грешниками иногда признают, что они таковые. Часто же случается, что там и здесь люди сознаются в неблаговидности своей, однако, когда при уличении их другими выслушивают о грехах своих истину, всевозможными способами себя защищают и пытаются казаться невинными. Стало быть, каждый, кто таков, если и говорит о себе [как о грешнике], все же говорит неистинно, очевидно, потому что не до глубины сердца признает себя грешником, но на словах. Почему и написано: **Праведный себя самого обвиняет в первых словах**, и таковой же пожелал быть прославленным не через унижение, но исповеданием грехов, добивается того, чтобы быть униженным не будучи таковым. <...> Итак, праведник, судящий о своей жизни по образцам лучших людей, из глубины сердца своего знает, что он тот, каким себя сказывает. //**Нравственные размышления на Книгу Иова.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Если ты сам сознаешь неправедность свою, прощает ее Бог. Пусть никто не отчаивается, но пусть никто и не надеется напрасно. Тщетно отчаяние того, кто не верит, что на сотворившего покаяние в грехах снисходит Божественное милосердие. Тщетна и надежда того, кто откладывает уврачевание покаянием на долгий срок. //**Проповеди.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Ибо праведный скорее заметит ненадежность бытия своего, нежели неразумный. Далее, от грехов своих мудрый страдает, а неразумный ими наслаждается... неправедный - адвокат себе; праведный, исповедуя грех свой, хочет обрести себе обвинителя, неправедный хочет сокрыть грех свой. Один в начале речи переходит к исповеданию греха своего, другой многословием речи своей навевает сон на обвинителя, дабы не явил грех его. //**О молитве Иова и Давида.**// ---- Не те ли, что осуждают свой грех, есть более истинные христиане, чем те, что оправдывают себя? **Праведник первый свидетельствует против себя**. Тот, кто винит себя, когда грешит, - праведный, а не тот, кто превозносит себя. //**Письма.**// ===== Прп. Никодим Святогорец ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Знай, чадо, что в судах тот, кто объявляет свою вину, подлежит наказанию. Но на этом суде исповеди тот, кто сам первый являет свой грех, получает прощение. Поэтому не духовник должен спрашивать исповедающегося о том, что он сделал. Потому что таким образом исповедающийся обличается в своих грехах, а не исповедуется. Но сам исповедающийся должен поведать о своих грехах, чтобы получить прощение в них. Ибо так заповедует Бог: **«Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же приложит супостат, обличается»**. И: //«Глаголи ты беззакония твоя прежде, да оправдишися»// [[old:is:43:26|(Ис. 43, 26)]]. Потому и ты, чадо, к постыжению греха и диавола первый говори о своих грехах, чтобы получить оправдание. //**Руководство к исповеди.**// ===== Блаж. Иероним Стридонский ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Итак, блажен, кто признает свои грехи. Как говорит апостол: //...и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию// [[new:1kor:15:09|(1 Кор 15:9)]]. Если апостол признается, не тем ли более грешник? И еще говорится в Писании: **Праведник первый свидетельствует против себя**. И если праведник так поступает, не тем ли более должен грешник? //**Гомилии на Псалмы.**// ===== Павлин Миланский ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** Поскольку он сам себя обвиняет, то не ожидает обвинителя, но предвосхищает его, чтобы исповеданием облегчить свой грех и чтобы не было того, в чем его мог бы упрекнуть враг. Потому говорит Писание: **Праведник первый свидетельствует против себя**. Ибо оставляет противника безгласным и исповеданием своих грехов словно бы сокрушает зубы, готовые ухватиться за враждебное обвинение, и воздает честь Богу, Которому //все открыто// [[new:evr:04:13|(Евр 4:13)]] и Который более желает, чтобы грешник жил, нежели умер. Однако и самому кающемуся недостаточно одних слов покаяния, если не последует исправления дел, дабы кающийся не совершал того, в чем кается. //**Жизнь святого Амвросия Медиоланского.**// ===== Ориген ===== **Праведный себе самаго оглаголник во первословии: егда же при­­ложит супостат, обличает­ся** И Давид тем же духом вещает в псалмах и говорит: //Я открыл Тебе грех мой и не скрыл беззакония моего; я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего// [[old:ps:031:05|(Пс 31:5)]]. Стало быть, ты видишь, что возвещение о грехах влечет за собой отпущение грехов. Ибо дьявол, будучи обвиненным упредительно, не сможет в дальнейшем возводить на нас вину, и если виним самих себя, то это способствует нам в спасении; если, все же, станем выжидать до тех пор, пока не получим обвинение от дьявола, то это обвинение приведет нас к наказанию, ибо будут сообщниками его в геенне те, кого он склонит к соучастию. //**Гомилии на Книгу Левит.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-22 **Первый в тяжбе своей прав, но приходит соперник его и исследывает его. Жребий прекращает споры и решает между сильными. Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка. От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь - во власти языка, и любящие его вкусят от плодов его** Ст. 18 содержит, по-видимому, совет судье - не обольщаться показаниями одной из тяжущихся сторон (ср. Авот I, 8-9). По ст. 19 в спорах и тяжбах, при неимении другого выхода, решающим средством был жребий (ср. [[old:pr:16:33|XVI:33]]). Смысл ст. 20 (евр., LXX., Vulg. - 19 ст.) иначе передается евр. т. и русск. (Синод. и Архим. Макария) - "брат, озлобленный ("изменою", по архим. Макарию), неприступнее крепкого града", чем у LXX (ἀδελφὸς ὑπὸ ἀδελφοῦ βοηθού­με­νος, ὡς πόλις ὀχυρὰ καὶ ὑψηλή), в Vulg. - (frater, qui adjuvatur a fratre, quasi civitas firma), и в слав.: //"брат от брата помогаем, яко град тверд и высок"//. Хотя образ укрепленного города более обычно означает нечто защищающее, дающее надежное прибежище ищущим его, и потому мог бы быть принят смысл, даваемый LXX, Vulg., слав., но контекст речи данного места - ст. 18-19, ср. вторую половину ст. 20 - говорит в пользу евр.-русск. чтения. Ст. 21 сн. [[old:pr:12:14|XII:14;]] [[old:pr:13:02|XIII:2.]] Ст. 22. О важном значении языка, то благотворном, то гибельном (ср.[[old:prsir:28:20| Сир. XXVIII:20-22]]), подобным образом, но гораздо подробнее говорит Апостол Иаков [[new:iak:03:05|(Иак III:5-9)]]. [<10>]