[<10>] ====== Толкования на Притч. 20:6 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит** Великое значение имеет человек, как созданный по образу Божию. А если присоединит к этому деятельность, состоящую в милосердии, то делается дорогим; но делающего это верно и мудро трудно найти. //**На Притчи Соломона.**// ===== Свт. Иннокентий (Борисов) ===== **Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит** Так велика, что Сам великий Ценитель и Судья всяческих ставил ее выше всех вещей в мире. //Кая бо польза человеку//, - говорит Он, -// аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит?// [[new:mf:16:26|(Мф. 16; 26)]]. **Велика вещь человек**, потому что сия вещь произошла от Величайшего, вследствие Великого Совета, и стоила немало. //И рече Бог: сотворим человека// [[old:gen:01:26|(Быт. 1; 26)]]. //И созда Бог человека, персть (взем) от земли, и вдуну в лице его дыхание жизни// [[old:gen:02:07|(Быт. 2; 7)]]. **Велика вещь человек**, потому что сия вещь имеет величайшее значение и чрезвычайно много заключает в себе. //И сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его// [[old:gen:01:27|(Быт. 1; 27)]]. **Велика вещь человек**, потому что предназначена для великих целей. //И благослови... Бог (человека), глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею// [[old:gen:01:28|(Быт. 1; 28)]]. //И взя... Бог человека, егоже созда, и введе его в рай сладости, делати его и хранити// [[old:gen:02:15|(Быт. 2; 15)]]. **Велика вещь человек**, потому что и падение этой вещи превратило и опрокинуло за собою все. //Вемы бо, яко вся тварь (с нами) совоздыхает и сболезнует даже доныне. Суете бо тварь повинуся не волею, но за повинувшаго ю (человека)// [[new:rim:08:20|(Рим. 8; 22, 20)]]. А как ценится сия великая вещь у самих человеков? Чему не подчиняется? На что не меняется? Человек подобен сыну и наследнику великого царя, который, находясь с малолетства в изгнании, забыл о своем великом происхождении и столь же великом предназначении. Посему первый и последний урок человеку должен быть: познай самого себя! **//Заметки.//** ===== Сщмч. Онуфрий (Гагалюк) ===== **Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит** Милосердие более частое явление, чем правдивость. Оказывать милость людям гораздо легче, чем говорить правду. Когда мы делаем добро ближнему, мы испытываем радость и видим чувство благодарности у людей. Милосердие вносит в среду людей покой, мир; даже враг смягчается, делается иногда другим. А когда мы говорим правду людям – они почти всегда бывают недовольны. Нужно быть человеком великой души, чтобы не обижаться, а смиряться, слыша грозные и правдивые слова упрека. Правдивый человек вносит диссонанс в нашу лукавую жизнь. Нашей грехолюбивой душе бывает тяжко, когда говорят о правде. Правдивого человека не любят, боятся, осуждают, готовы очернить. А между тем – без правды жить нельзя! Это – соль, осоляющая зловоние наших страстей. Подвиг правдивости очень трудный. И должно славить каждого человека, говорящего правду, ибо он есть поборник истины. И за свой подвиг эти христианские правдолюбцы наследуют вечную блаженную жизнь, по словам Самого Спасителя:// Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное// [[new:mf:05:10|(Мф. 5:10)]]. //**В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.**// ===== Иаков Афраат ===== **Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит** Все наши праведные отцы восторжествовали во всем, что они делали с верой. Как и блаженный апостол свидетельствует о них: //...верою преуспели// [[new:evr:11:33|(Евр 11:33)]]. Еще Соломон говорит: **Многие мужи милостивыми нарекутся, мужа же верующего кто найдет?** ([[old:pr:20:06|Притч 20:6,]] Пешитта). //**Тахвиты.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 6-11 **Многие хвалят человека за милосердие, но правдивого человека кто находит? Праведник ходит в своей непорочности: блаженны дети его после него! Царь, сидящий на престоле суда, разгоняет очами своими все злое. Кто может сказать: "я очистил мое сердце, я чист от греха моего?" Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом. Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его** Осуждается фарисейское самопревозношение человека делами милости и добродетелями (ст. 6, сн. [[new:mf:06:02|Мф VI:2]]; [[new:lk:18:08|Лк XVIII:8]]): истинное достоинство человека узнается лишь по смерти его, главным образом в детях его (ст. 7, сн. [[old:prsir:11:28|Сир XI:28)]]; нелицеприятный, беспристрастный и авторитетный суд о человеке произносит также царь (ст. 3, сн. [[old:pr:16:10|XVI:10;]] [[old:3ts:03:27|3 Цар III:27)]]. Ст. 9, выражая главную мысль отдела (ст. 6-11), высказывает то положение о всеобщей греховности человечества, которое (положение) принадлежит к наиболее часто возвещаемым в Ветхом Завете учениям веры (ср. [[old:gen:06:05|Быт VI:5;]] [[old:3ts:08:46|3 Цар VIII:46;]] [[old:iov:14:04|Иов XIV:4;]] [[old:iov:15:14|XV:14;]] [[old:ps:050:07|Пс L:7;]] [[old:ekl:07:20|Еккл VII:20;]] [[old:prsir:07:05|Сир VII:5]] и др.). Ст. 10 - частный и обыденный пример греховности - нечестность в торговле (сн. ниже, ст. 23; [[old:pr:11:01|XI:1]]). Ст. 11 служит развитием мысли ст. 9. **//Толковая Библия.//** [<10>]