[<10>] ====== Толкования на Притч. 20:24 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой** **От Господа направляются шаги человека**. Не может смертный, то есть грешник, постигнуть путей Божиих, потому что, будучи смертным, не умер вместе со Христом и не жил с Ним. Пути же человека направляются Господом к достижению Царства Небесного. //**На Притчи Соломона.**// ===== Блж. Августин ===== **От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой** Или считают, что Бог преклоняет сердца для овладения земным царством, а для овладения Царством Небесным Он не преклоняет сердец, угодных Ему? Но я думаю, что ради Небесного Царства, а не ради земного сказано: **От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?** И еще: //Всякий кажется праведным самому себе, управляет же сердцами Господь// ([[old:pr:21:02|Притч 21:2;]] LXX). И еще: //и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни// [[new:act:13:48|(Деян 13:48)]]. Пусть услышат и это, и все остальное, о чем не сказано и чем доказывается, что Бог также и для Царства Небесного, и для вечной жизни готовит и обращает волю людей. Размыслите над тем, на что это будет похоже, если поверим, будто для установления земных царств Бог воздействует на волю человеческую, а для приобретения Царства Небесного не воздействует. //**О предопределении святых.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-30 **От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? Сеть для человека - поспешно давать обет, и после обета обдумывать. Мудрый царь вывеет нечестивых и обратит на них колесо. Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца. Милость и истина охраняют царя, и милостью он поддерживает престол свой. Слава юношей - сила их, а украшение стариков - седина. Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева** Мысль о том, что пути человека управляются Богом (ст. 24, сн. [[old:pr:16:09|XVI:9]]; [[old:ps:036:23|Пс XXXVI:23]]), стоит в связи с ветхозаветным и древне-иудейским убеждением, что Бог наказывает злодея и награждает благочестивого; однако библейские и позднейшие евреи отнюдь не делали отсюда вывода о безответственности человека за свои поступки, хорошие и дурные. Человек, напротив, всегда отвечает и должен отвечать за свои действия; отсюда - неодобрение поспешных, необдуманных обетов (ст. 25). Ст. 26 сн. 7 и 28. - Ст. 27 сн. [[old:iov:32:08|Иов XXXII:8]]. Смысл ст. 29 тот, что каждый возраст имеет свои преимущества, и что поэтому ни один возраст не заслуживает пренебрежения. Ст. 30 говорит о внутренне преобразующем влиянии суровой педагогии на питомца, нуждающегося в физическом воздействии. [<10>]