[<10>] ====== Толкования на Притч. 23:26 ====== ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои** Сердце здесь подразумевается не в прямом смысле, поскольку оно есть начало жизни человеческой, как философы рассуждают, но нравоучительно, то есть как внутреннее человеческое состояние, расположение и наклонение. Это видно из следующего апостольского слова: //сердцем веруют к праведности// [[new:rim:10:10|(Рим. 10:10)]], – и другого, пророческого: //Сказал безумный в сердце своем: «Нет Бога»// [[old:ps:013:01|(Пс. 13:1)]], и из прочих мест Святого Писания. Откуда сердце уподобляется в Писании сокровищу, в котором или благое, или злое скрывается, как говорит Господь: //Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое.// То есть, какое человек внутреннее состояние имеет, такие у него слова и дела внешние являются, и о чем внутри поучается, замышляет, старается, то и внешне проявляется. Слово и дело внешнее – вестник и свидетель внутреннего человеческого состояния. Сердце, в прямом смысле, поскольку есть начало жизни человеческой, у всех одинаковое, то есть у добрых и злых, как и прочие естественные органы; но в нравоучительном смысле разумеемое, – не одинаково, но у иного доброе, у иного злое и прочее. Сердце – это начало и корень всех деяний наших. Ибо, что ни делаем, мысленно или делом, – сердцем делаем, или добро, или зло. Сердцем веруем или не веруем; сердцем любим или ненавидим; сердцем смиряемся или гордимся; сердцем терпим или ропщем; сердцем прощаем или злимся; сердцем примиряемся или враждуем; сердцем обращаемся к Богу или отвращаемся; сердцем приближаемся, приходим к Богу или отходим и удаляемся; сердцем благословляем или проклинаем. На сердце радость или печаль, надежда или отчаяние, покаяние или нераскаянная жизнь, страх или дерзновение. В сердце простота или лукавство. Сердце воздыхает, молится, уповает или напротив наоборот делает, и прочее. Следовательно, чего на сердце нет, того и на самом деле нет. Вера не есть вера, любовь не есть любовь, когда на сердце не имеется, а есть лицемерие. Смирение не есть смирение, а притворство, если не в сердце; дружба не дружба, а хуже вражды, если внешне только проявляется, а в сердце не имеет места. Поэтому Бог требует от нас сердца нашего: **Сын мой, отдай сердце твое мне**. **//Об истинном христианстве.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Сын мой! отдай сердце твое мне**, говорит Господь. И отдадим его. Припомните притчу о десяти девах— Чего недоставало юродивым? Внутреннего делания. Внешне они были исправны,—девство соблюли, и постов не нарушали, и в храм Божий ходили, и прочее, уставом положенное, исполняли; а об устроении мыслей и чувств не попеклись. И было сердце их, вместо храма Богу,—дебрь, всякими дикими растениями заросшая, полная гадов и насекомых, или запустелое здание,—жилище филинов и нетопырей. **//Слово на освящение храма в женском Сухотинском Богородицком монастыре.//** ===== Прав. Иоанн Кронштадтский ===== **Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои** **Сын мой! отдай сердце твое мне**. Всего больше старайся, человек, об исправлении, о чистоте своего сердца: сердце – самое главное, душа в человеке. //Блаженны чистые сердцем//, говорит Спаситель, //ибо они Бога узрят// [[new:mf:05:08|(Мф. 5,8)]], – сердцем, а не умом; //приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня// [[new:mf:15:08|(Мф. 15,8)]]; добрым и благим сердцем слышавшие, приемлют слово… вземлет диавол слово от сердец их, //чтобы они не уверовали и не спаслись//… [[new:lk:08:12|(Лк. 8,12)]]. //Ибо из сердца исходят злые помыслы//… [[new:mf:15:19|(Мф. 15,19)]]. Видите ли, Спаситель указывает на сердце, как на самое главное в человеке. Святой царь и пророк Давид говорит: //Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей// [[old:ps:050:12|(Пс. 50,12)]]. Видите, душу он прямо полагает в утробе, то есть во внутренностях. **Сын мой! отдай сердце твое мне**, говорит Бог чрез пророка. Так говорит Священное Писание о важности сердца в человеке. Да и опыт уверяет нас, что душа наша, оживляя все тело, преимущественно живет в сердце. Приятное ли, скорбное ли что-нибудь случается с нами – сердце прежде всего чувствует радость или скорбь. Доброе ли дело делали – сердце прежде всего испытывает радость, расширяется от радости; худое ли дело сделаем – сердце прежде всего испытывает скорбь, стеснение, муку; когда сердце радуется, тогда и голова легка и светла, а когда сердце скорбит, тогда и в голове темно и тяжело. Итак, душа наша преимущественно живет в сердце нашего телесного существа, хотя оживляет своим вездеприсутствием все тело. И Господь Бог наш, будучи вездесущ, преимущественно являет Себя на небесах: //небо – престол Мой, а земля – подножие ног Моих// [[old:is:66:01|(Ис. 66,1)]]. Если я сердцем не молюсь, молитва моя недействительна; если веры, соединяющей меня с Богом, не имею, я ничто; а вера – в сердце: если я не люблю, //нет мне… никакой пользы// [[new:1kor:13:03|(1Кор. 13,3)]] от всех дел по видимому добрых; а любовь живет в сердце, не в уме. Я плохой и потому подозреваю, что и другие злы до меня, недоброжелательствуют мне. Исправить свое сердце [злое на благое]. Господи! Помози мне! **//Дневник. Том II. 1857-1858.//** ===== Блж. Августин ===== **Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои** Лишь отдав себя, ты себя не утратишь. Сама любовь изъяснена мудростью и единым словом смиряет смятение, снедающее тебя от призыва: «Отдай себя себе же». Ибо если человек хочет продать тебе поле, он говорит тебе: «Дай мне золото твое»; и если другое хочет продать, говорит: «Дай мне монеты твои, серебро твое». Внимай же любви, возглашающей устами мудрости: **Сын мой! отдай сердце твое мне** [[old:pr:23:26|(Притч 23:26)]], **сын мой, отдай мне,** - говорит она. Что же **отдай**? - **Сердце твое.** Худо было, пока ты был сам по себе: был ты добычей тщеты, страстей нечистых и тленных. Совлеки их. Куда нести? Кому жертвовать? **Отдай сердце твое мне.** Оно мое, и ты не утратишь его. //**Проповеди.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 26-28 **Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои, потому что блудница - глубокая пропасть, и чужая жена - тесный колодезь; она, как разбойник, сидит в засаде и умножает между людьми законопреступников** Весьма важно указание на то, что для усвоения мудрости ученик должен был отдать всего себя на волю и распоряжение учителя. Предостережение от соблазнов жены-блудницы (ст. 27, 28) напоминает прежние речи Премудрого и тот же предмет [[old:pr:05:20|(V:20;]] [[old:pr:06:24|VI:24;]] [[old:pr:07:05|VII:5)]]. [<10>]