[<10>] ====== Толкования на Притч. 23:29 ====== ===== Апостольские постановления ===== Ст. 29-31 **Кому горе? кому молва? кому судове? комý горести и свары? кому сокрушения вотще? кому сини очи? Не пребывающым ли в вине? и не назирающым ли, где пирове бывают? Не упивайтеся вином, но беседуйте ко человеком праведным, и беседуйте во проходех: аще бо на чашы и сткляницы вдаси очи тво­и, последи имаши ходити нажайший белилнаго древа** Будучи пресвитерами и диаконами Христа, вы всегда должны быть трезвы и для себя, и для других, чтобы могли вы вразумлять бесчинных. Писание же говорит: //Бывают гневливы, пусть они не пьют вина, чтобы, напившись, не забыли мудрости и не лишились возможности право судить// ([[old:pr:31:04|Притч 31:4-5;]] LXX), а пресвитеры и диаконы после Бога Вседержителя и возлюбленного Сына Его подлинно суть сильные Церкви. Говорим же это не для того, чтобы они не пили (ибо не пить - значит оскорблять созданное Богом для веселия), но для того, чтобы они не упивались; ибо Писание не сказало: «Не пейте вина». Но что говорит? **Не упивайтесь вином** ([[old:pr:23:31|Притч 23:31;]] LXX). ===== Свт. Василий Великий ===== Ст. 29-31 **У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно** **У кого ссоры? У кого горе?** [[old:pr:23:29|(Притч 23:29)]]. Кому смятение и тьма, кому вечное осуждение? Не изменникам ли, не отрекшимся ли от веры? Где ж доказательство отречения? Не в том ли, что отринули собственные свои исповедания? Что ж они исповедывали? Или когда это исповедывали? Исповедывали, что веруют в Отца, и Сына, и Святого Духа. Исповедывали, что, отрекшись дьявола и ангелов его, произнесли это спасительное слово. Потому какое же приличное наименование найдено для них чадами света? Не изменниками ли именуются они как нарушившие завет своего спасения? //**О Святом Духе.**// ---- **«Горе!»** – это – восклицание оплакивающего. Упивающиеся же достойны плача, потому что //«пьяницы… Царствия Божия не наследят»// [[new:1kor:06:10|(1Кор. 6, 10)]]. А **«молва»**, по причине смятения, производимого вином в помыслах. И **«горести»** от неприятных последствий этого удовольствия – пить; потому что у них связаны бывают ноги, связаны руки от испарений, какие передает им упоение. Впрочем, и прежде сих недугов, во время самого питья, с ними бывают припадки, свойственные помешанным в уме. Ибо когда мозговые оболочки наполняются чадом, какой возгоняет испаряющееся вино, – голова поражается нестерпимыми болями, и, не имея сил держаться на плечах прямо, опадает туда и сюда, качаясь на позвонках. А **«сварами»** называет беседы во время пиршеств неумеренные и состоящие в спорах. И **«сокрушения вотще»** бывают у пьяниц, которые от опьянения не могут стоять на ногах; ибо шатаясь падают во всех возможных видах, отчего необходимо иметь на теле **«сокрушения вотще»**. **//Беседа на упивающихся.//** ===== Свт. Климент Александрийский ===== Ст. 29-31 **У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно** Здесь Писание, говоря о багровых глазах, тем самым свидетельствует, что для Логоса пьяница уже мертв - багровые глаза ведь служат отличительным признаком трупа; этим, значит, дается понять, что пьяница мертв для Господа. Пренебрежение законами, обуславливающими истинную жизнь, ведет к гибели. Поэтому-то Педагог, заботясь о нашем благе, дает нам такую строжайшую заповедь: **не смотри на вино** [[old:pr:23:31|(Притч 23:31)]]. //**Педагог.**// ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 29-31 **У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно** Поймите, братья, и то, что всякий пьяница, допустивший пьянство стать своей привычкой, станет прокаженным внутри в душе, ибо каковою кажется плоть прокаженного, таковою же познается и душа пьяницы. И поэтому тот, кто пожелает освободить себя от порока пьянства, которым не только душа убивается, но и самая плоть истощается, пусть пьет ровно столько, сколько ему достаточно. Тот же, кто не пожелает этого правила придерживаться, будет ненавистен у Бога и порицаем у людей. <...> Но те, что желают быть таковыми, пытаются жалким образом оправдаться, говоря: «Обижен будет друг мой, коль скоро я не стану давать ему пить вина вволю всякий раз, когда приглашаю его на пиршество». Но не друг тебе тот, кто хочет сделать тебя врагом Божиим, - тот, кто и тебе, и себе самому враг. Если ты и сам напьешься, и другого напоишь, человека сделаешь другом, Бога же - врагом. //**Проповеди.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 29-35 **У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты. И скажешь: "били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же"** В редкой по изобразительности форме изложена картина гибельных следствий пьянства (ср. [[old:is:56:12|Ис LVI:12)]]. [<10>]