[<10>] ====== Толкования на Притч. 25:18 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего** Пораженный камнем ищет врача, но острее всего язвит клевета, потому что как **молот и меч и острая стрела** есть **ложное свидетельство** [[old:pr:25:18|(Притч 25:18)]], как сказал Соломон. Одна истина может уврачевать эти язвы; если же она пренебрежена, то страшным образом увеличиваются язвы. //**Апология перед императором Констанцием.**// ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== **Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего** Поразсмысли, что это значит. Не всякое (вообще) порицает свидeтельство против друга, а свидeтельство ложное. Отсюда, если человeку настоит нужда свидeтельствовать по отношению к Богу или отечеству, – неужели дружбу должно предпочесть религии или любви граждан? Во всем этом требуется давать истинное свидeтельство, чтобы друг не подвергся опасности (appetatur) чрез вeроломство (того) друга, вeрность котораго должна была бы избавить его от опасности. Итак, друг не должен благоволить виновному, а, (с другой стороны,) не (должен) злоумышлять против невиннаго. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга III.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 18-20 **Что молот и меч и острая стрела, то человек, произносящий ложное свидетельство против ближнего своего. Что сломанный зуб и расслабленная нога, то надежда на ненадежного человека в день бедствия. Что снимающий с себя одежду в холодный день, что уксус на рану, то поющий песни печальному сердцу** Образно характеризуются три рода людей: ложные свидетели, ложные друзья, покидающие друзей в несчастии, и люди безучастные к бедствию ближних. [<10>]