[<10>] ====== Толкования на Притч. 27:19 ====== ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Якоже суть неподобна лица лицам, сице ниже сердца человеков** На слова Писания: **якоже суть не подобна лица лицам, сице ниже сердца человеков** Хотя все добродетели вожделенны любителям прекрасного, однако же иные более расположены к некоторым из них. По преимуществу кто чтил целомудрие, кто правду, кто мудрость, кто мужество, кто иные добродетели, хотя не оставляли и прочих, но по ним сделались более известными. Так например (посмотрим на первую, или вторую, или третью из добродетелей), об Иосифе говорится, что он был целомудреннейший, хотя подвизался и во многих других добродетелях. Авраам именуется страннолюбивым и верным, хотя украшался и многими другими добрыми качествами. Иов признается мужественным, хотя преуспевал во всякой добродетели. В чем каждый наиболее был силен, от того и заимствовано для него имя. А что сие действительно так, увидим, если всмотримся в правила истины, разумею Божественное Писание. Что же говорит оно? **Якоже суть неподобна лица лицам, сице ниже сердца человеков.** Какое чудо! У всех существенные черты одни те же, и в таком множестве лиц, конечно, есть различие, так что познание взирающих на лица неодинаково. Если в некоторых, по-видимому, и есть иногда сходство, то непременно отыщется и что-либо отличительное. У многих глаза прекрасны, но и в них есть разница: у одних глаза голубые, у других они подобны гроздьям; у кого они черные, а у кого светлые. Есть также особенность и в волосах. Бывают и курносые, но не все одинаково. Напротив того, у одного тот, а у другого другой член красивее. Один бел, а другой черен. И непременно есть что-либо отличительное. Ибо всего перечислить невозможно. Так и сердца у людей. Не всем одно и то же нравится; но одним - одно, а другим - другое. Даже самые любители одного и того же не одинаково расположены по отношению к любимому, но одни желают сего в большей, а другие - в посредственной мере. Сколько целомудренных, но не одинаково! Одни возлюбили девство, другие - воздержание, а иные - честной брак. Сколько милостивых, но различающихся между собою! Сколько справедливых, но не похожих друг на друга! То же можно видеть в отношении не только добродетелей, но и пороков. Сколько самых злонравных! Но они распознаются по их отличительным свойствам. Сколько похотливых! Но не все пленены одним и тем же. А если и одним пленены, то не все одинаково к этому расположены, но одни наслаждаются удовольствиями естественными, а другие - не свойственными природе. Одни ругаются над естеством в том, что для него законно, а другие - в том, что незаконно. Одни трусливы, а другие готовы кидаться в опасности. Одни слишком бережливы, другие расточительны. Одни и слова выслушать не могут, другие не трепещут и наказаний. Одни льстивы, другие хотят, чтобы им льстили. Одни увеселяются пьянством, другие - зрелищами; иные - песнями, а иные - плачем. Одни разбойничают в пустынях, другие - в городах. Одни убивают людей, другие не терпят и вида убитого животного. Одни робки, другие дерзки. Но если бы решился я перечислить все грехи, то не мог бы кончить, хотя бы и захотел. Посему, воздав чествование священным и Божественным Писаниям, прекращаю свою речь. //**Письма. Книга III.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Как в воде лицо - к лицу, так сердце человека - к человеку** См. Толкование на [[old:pr:27:17#lopuxin_ap|Притч. 27:17]] [<10>]