[<10>] ====== Толкования на Притч. 28:1 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев** Как же **бежит нечестивый**, когда его никто не гонит? Внутри имеет он гонящего - обличителя, а именно совесть, и носит он его повсюду; и как невозможно ему убежать от самого себя, так не может и от внутреннего своего гонителя, но куда бы ни ушел, везде терпит удары и получает неизлечимые раны. Не таков праведный. //**К народу антиохийскому.**// ===== Прп. Исаак Сирин ===== **Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев** Праведник... ничего исчисленного выше не устрашится, как написано: **Праведник смел, как лев** [[old:pr:28:01|(Притч 28:1)]], на все отваживаясь верою: не потому, что искушает он Господа, но потому, что на Него взирает, и как бы вооружен, и облечен он силою Святого Духа. И как его постоянное попечение посвящено Богу, так и Бог говорит о нем: //...с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его// [[old:ps:090:15|(Пс 90:15)]]. //**О духовном совершенстве.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 1-5 **Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним; а праведник смел, как лев. Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна. Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб. Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них. Злые люди не разумеют справедливости, а ищущие Господа разумеют все** Во главе изображения нечестивого и праведного ставится противоположное душевное состояние того и другого: совесть нечестивого всегда мучит его, преследует при отсутствии всякой внешней опасности (ст. 1а, сн.[[old:lev:26:36| Лев XXVI:36;]] [[old:vtor:28:25|Втор XXVIII:25]]). Ст. 2. высказывает опытно оправданную, напр., в истории Израильского и Иудейского царства, истину, что крепость и благосостояние государства возможны лишь при твердой власти одного законного царя (как было в Иудейском царстве), а не при множестве узурпаторов царской власти (в Израильском царстве). В ст. 3 стремление нового народного начальника быстро обогатиться на счет народа приравнивается к гибельному действию проливного дождя, от которого в тропических странах обычно образуются чрезвычайно стремительные потоки, быстро затем исчезающие и оставляющие за собой гибельную засуху. В ст. 4-5 заключается резкое противоположение нарушителей и хранителей закона (ср. [[old:is:05:20|Ис V:20]]). [<10>]