[<10>] ====== Толкования на Притч. 30:24 ====== ===== Свт. Кесарий Арелатский ===== Ст. 24-28 **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах** У саранчи **нет царя**, как сказано в Писании, **но выступает вся она стройно** [[old:pr:30:27|(Притч 30:27)]], люди же, хоть и создал их Бог разумными, не способны ни управлять самими собой, ни переносить терпеливо вразумления, от Бога и царя посылаемые. //**Проповеди.**// ===== Сщмч. Ипполит Римский ===== Ст. 24-28 **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах** **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою** [[old:pr:30:24|(Притч 30:24-25)]], - [подразумеваются] народы, обеспечившие себе Христовой верой, благими делами вечную жизнь. И **горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале** [[old:pr:30:26|(Притч 30:26)]] - народы, устроившие обиталище на духовной скале Христа, которая стала во главе угла. **Паук, лапками цепляющийся и легко уловляемый, живет и в царских чертогах** ([[old:pr:30:28|Притч 30:28;]] LXX) - разбойник, руки которого были распяты, соединился с крестным распятием Христа и обитает в раю, твердыне трех Царей - Отца и Сына и Святого Духа. **У саранчи нет царя, но выступает вся она стройно** [[old:pr:30:27|(Притч 30:27)]] - не было царя у народов, ибо ими правил грех; ныне же, уверовавши в Бога, они построены рядами небесного воинства. //**На Притчи.**// ===== Блаж. Августин ===== Ст. 24-28 **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах** Будь благоразумен и позаботься заранее о своей небесной участи. Итак, будь благоразумен, подражай муравью, как и говорит Писание: «Запасайся летом, чтобы не голодать зимой»; зима - день последний, день испытаний; зима - день ужаса и горечи; сбереги то, что останется с тобой там, в будущем; если же так не сделаешь, сгинешь по непредусмотрительности, равно как и по неразумию. //**Толкование Псалмов.**// ===== Ориген ===== Ст. 24-28 **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах** Если я привел эти слова, то вовсе не потому, что я их понимаю в буквальном смысле; напротив, согласно уже с самим заглавием книги, обозначенной именем Притчей, я стараюсь отыскать, какой именно переносный смысл заключается в них. Ведь у мужей, толкующих Писания, существует обычай те места [Писаний], которые, кроме буквального смысла, заключающегося в них, скрывают в себе еще иной, таинственный смысл, распределять на многочисленные виды; к одному из них относятся и Притчи. <...> Следовательно, не эти видимые муравьи суть мудрее мудрых, но те, которые подразумеваются в [прикровенной] форме притчей. То же нужно сказать и относительно прочих животных. //**Против Цельса.**// ---- У саранчи, хотя **нет царя**, но, как гласит Писание, **выступает вся она стройно** [[old:pr:30:27|(Притч 30:27)]]. На самом деле, люди, хоть и созданы Богом разумными, ни сами над собой не в состоянии должным образом властвовать, ни сносить терпеливо правление Божьего помазанника. //**Гомилии на Книгу Исход.**// ===== Дидим Слепец ===== Ст. 24-30 **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах. Вот трое имеют стройную походку, и четверо стройно выступают: лев, силач между зверями, не посторонится ни перед кем** Он говорит о тех людях, которым недостает естественной силы и которые, тем не менее, стяжают себе вечную жизнь благодеяниями. <...> В самом деле, скала - убежище для горных мышей, которые **ставят домы свои на скале** [[old:pr:30:25|(Притч 30:25)]]. Воистину, и ты, как он говорит, хоть и слаб, займи скалу истинной веры и с опорой на нее исправь свою жизнь. Тот, кто опирается на свои дела, входит в Царство. Стало быть, и ты, как он утверждает, не разуверься по слабости веры в Царстве Небесном, но, поверив обетованию о нем, совершай то, что предписано для него сделать. А **лев** [[old:pr:30:30|(Притч 30:30)]] - Христос; ибо все разумные твари перед Ним как скот; вот и Моисей говорил: //а я не словесен// [[old:ish:06:12|(Исх 6:12)]]. Лев, как считается, не знает на своем пути препятствий благодаря естественной своей стати. //**На Книгу Притчей.**// ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 24-28 **Вот четыре малых на земле, но они мудрее мудрых: муравьи - народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши - народ слабый, но ставят домы свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах** Мысль о внутренней ценности предметов, по видимости, малых, здесь развивается исключительно в сравнениях из мира животных и насекомых, на примере которых показывается необходимость и польза мудрости, энергии, стройной субординации и настойчивости в достижении целей. В ст. 28 еврейское слово //семамит//, переданное в русск. синод. "паук", традицией еврейской, подтверждаемой и данными археологии, понималось: "ящерица" (см. у проф. //А. А. Олесницкого.// Ветхозаветный храм, с. 854), LXX: καλαβώτης, Vulg.: Stellio). [<10>]