[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:2 ====== =====Лопухин А.П.===== **ибо Он обретается неискушающими Его и является не неверующим Ему.** 2 стих указывает основание, почему стремление к мудрости и богопознанию должно сопровождаться чистотою в мыслях и делах: потому что только при этом условии стремление это не тщетно. «Искушать Господа» обыкновенно значит сомневаться в Божественном всемогуществе и помощи и этим как бы вынуждать Бога показать свою силу (см. [[old:ish:17:02|Исх XVII:2,]] [[old:ish:17:07|7;]] [[old:vtor:33:08|Втор XXXIII:8;]] [[old:ps:077:18|Пс LXXVII:18]], [[old:ps:077:41|41,]] [[old:ps:077:56|56;]] [[old:ps:094:09|XCIV:9;]] [[old:ps:105:14|CV:14]]), в таком значении часто понимается и данное выражение. Но связь речи с предшествующим и последующим дает основание к другому толкованию, именно: безнравственными делами как бы ставить Бога на испытание, чтобы видеть, накажет ли Он и можно ли раздражать Его долготерпение и карающую силу. В таком смысле выражение «искушать Господа» в Св. Писании употребляется нередко. (См. [[old:vtor:06:16|Втор VI:16;]] [[new:act:15:10|Деян XV:10;]] [[new:1kor:10:09|1 Кор Х:9,]] [[new:1kor:10:22|22]]). //«Является не неверующим Ему»//. Являться (έμφανίζεσοαι) — не в смысле внешнего богоявления, а открываться, давать познать себя, как в VI гл., [[old:prs:06:16|16 ст.]]; ср. [[new:in:14:21|Ин XIV:21–22]]. Неверующие (απιστούντες) здесь не те, кто отрицает бытие Божие, а кто испытывает религиозное сомнение и в таком состоянии обращается к Богу (ср. [[new:iak:01:06|Иак I:6]], [[new:mf:21:22|Мф XXI:22;]] [[new:mk:11:24|Мк XI:24]]). Чтение Александрийского Кодекса μή πιστευουσι считается ошибочным; Вульгата передает это место в положительной форме: qui fidem habent in illum. См. также Толкование на [[old:prs:01:01#lopuxin_ap|Прем. Сол. 1:1]] [<10>]