[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:5 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **ибо святый Дух премудрости удалится от лукавства и уклонится от неразумных умствований, и устыдится приближающейся неправды** Премудрость в силу своей святости удаляется от всякого греха. Она названа здесь Духом Святым (πνεύμα αγιον). Это выражение (πνεύμα αγ.) по библейскому словоупотреблению означает Божественную силу и деятельность в отличие от Божественного существа самого в себе, — оживляющий и одушевляющий принцип в физическом и духовном мире. Различные духовные свойства, в которых Божественный Дух обнаруживается, ставятся при этом в родительном падеже (см. [[old:prs:07:07|VII:7;]] [[old:is:11:02|Ис XI:2;]] [[old:vtor:34:09|Втор XXXIV:9;]] [[new:ef:01:08|Еф I:8;]] [[new:2kor:04:13|2 Кор IV:13;]] [[new:2tim:01:07|2 Тим I:7;]] [[new:in:14:17|Ин XIV:17;]] [[new:in:15:26|XV:26]]). Здесь при πνεύμα стоит родительный σοφίας. В понятии σοφία писатель книги мыслит не интеллектуальную, а нравственно-практическую сторону мудрости, умение сообразовать свою жизнь с заповедями Божиими, благочестие [[old:prs:02:12|(II:12;]] [[old:prs:03:11|III:11;]] [[old:prs:07:14|VII:14;]] [[old:ps:050:08|Пс L:8;]] [[old:pr:01:02|Притч I:2;]] [[old:prsir:01:27|Сир I:27)]]. Поскольку премудрость Божия научает человека благочестию, она называется поэтому духом научения, воспитания (в Алекс. код. παιδείας). Эта премудрость удаляется от всякого зла, лукавства (δόλος), проявляется ли оно в помыслах или неправых делах. Таким образом, порочность в мысли и делах делает человека неспособным познать высокое и божественное, притупляет его чувства к этому. Мысль эта неоднократно выражена в Новом Завете [[new:in:07:17|(Ин VII:17;]] [[new:rim:01:18|Рим I:18;]] [[new:1kor:02:14|1 Кор II:14–15;]] [[new:ef:04:17|Еф IV:17)]]; она же встречается и в философии Филона, и автор кн. Премудрости Соломона, может быть, оттуда ее заимствовал. Чистотою сердца и беспорочностью дел человек как бы сродняется с божественным и небесным и делается более способным к его познанию — это одно из основных положений иудейско-александрийской религиозной философии. [<10>]