[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:12 ====== =====Лопухин А.П.===== **Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не привлекайте к себе погибели делами рук ваших.** //«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни…»// Ускорять смерть, значит старательно домогаться ее. В этом выражении, как и в следующем: //«не привлекайте к себе погибели делами рук ваших»//, у писателя звучит ирония над нечестивыми, которые своим постоянством во грехах как бы выражают твердое желание собственной гибели. //«…жизни…»// Это выражение представляет прекрасное противопоставление предшествующему: //«не ускоряйте смерти»//. Выяснить себе, что писатель здесь разумеет под смертью, можно только на основании всего учения нашей книги о смерти и бессмертии. Мы его представим в самых главных чертах. 1) Бог не виновник смерти; по плану Его творческой деятельности все должно быть бессмертным: [[old:prs:01:13|I:13–14.]] Бессмертным Он сотворил и человека, по образу //«вечного бытия своего»//: [[old:prs:02:23|II:23]]. 2) //«Но завистью диавола вошла в мир смерть»//: [[old:prs:02:24|II:24]]. 3) Однако этой смерти подпадают не все, но через благочестие и мудрость человек достигает бессмертия: [[old:prs:01:15|I:15;]] [[old:prs:02:22|II:22,]] [[old:prs:04:01|IV:1;]] [[old:prs:06:13|VI:13;]] [[old:prs:08:17|VIII:17;]] [[old:prs:15:03|XV:3;]] и блаженной жизни у Бога на небе: [[old:prs:03:01|III:1;]] [[old:prs:04:02|IV:2;]] [[old:prs:05:02|V:2;]] [[old:prs:06:19|VI:19;]] нечестивые же получают в наказание смерть: [[old:prs:01:12|I:12;]] [[old:prs:02:24|II:24;]] они не имеют никакой надежды: [[old:prs:03:11|III:11;]] [[old:prs:05:14|V:14;]] [[old:prs:15:10|XV:10;]] густой мрак покрывает их: [[old:prs:17:20|XVII:20;]] Бог совершенно уничижает их: [[old:prs:04:19|IV:19.]] Однако и после такой смерти, которая приравнивается к уничтожению, нечестивым приписывается память о своей земной жизни, сожаление и раскаяние, равно как знание о блаженном состоянии праведных [[old:prs:05:01|(V:1–5)]]. Это видимое противоречие большинство экзегетов стараются примирить предположением, что псевдо-Соломон допускает некоторое промежуточное состояние, в котором остаются души не всех умерших, а только нечестивых, пока они в день всеобщего суда не будут уничтожены. Смерть, по этому взгляду, есть совершенное уничтожение душ грешников в день суда. В доказательство правильности этого взгляда ссылаются на частое упоминание о таком дне в книге: [[old:prs:03:07|III:7;]] [[old:prs:04:20|IV:20]] ср. [[old:prs:01:09|I:9]]. Но против этого взгляда можно выдвинуть серьезные возражения. Нигде писатель не делает различия между непосредственно после смерти наступающим состоянием и тем, которое наступит после всеобщего суда. Это умолчание только тогда было бы мыслимо и объяснимо, если бы он обращался к читателям, которым такое учение о бессмертии было хорошо известно, так что не было бы совершенно надобности излагать его подробно, но достаточно было коснуться отдельных моментов его. Но мы такого учения о бессмертии у современных писателю иудеев не находим. Напротив, всеобщий суд ожидался ими всегда здесь на земле в мессианское время. Наш писатель, хотя мессианские надежды разделял в широкой степени [[old:prs:03:07|(III:7–8;]] [[old:prs:05:16|V:16)]], однако догмата о восстановлении тела не знал (см. замечание к [[old:prs:03:07|III:7]]). Поэтому согласно разбираемому взгляду он должен был божественный суд и общее собрание на него бестелесных душ перенести в потустороннюю жизнь; для такого представления мы не находим никакой аналогии в эсхатологических представлениях иудеев. Поэтому учение о смерти писателя правильнее представлять в другом виде. Именно, под смертью разуметь не совершенное уничтожение, но лишь только связанное со смертью тела лишение бессмертия в собственном смысле, как блаженного общения с Богом на небе, к которому ведет только мудрость, это с отрицательной стороны; с положительной же стороны, это есть непрерывно продолжающееся сознание своей вины [[old:prs:05:02|(V:2–5)]], в каком печальном состоянии души пребывали в аду [[old:prs:01:14|(I:14;]] [[old:prs:18:13|XVIII:13)]]. Таким образом, смерть, о которой говорит писатель книги Премудрости, есть //«смерти вторая»// Апокалипсиса [[new:otkr:02:11|II:11]]; [[new:otkr:21:08|XXI:8]]. Отсюда //«день суда»// может быть только заимствованным из книг Ветхого Завета [[old:is:02:12|(Ис II:12;]] [[old:iez:30:02|Иез XXX:2;]] [[old:iol:01:15|Иоил I:15;]] [[old:iol:02:01|II:1;]] [[old:iol:03:03|III:3;]] [[old:mal:03:01|Мал III:1–5)]] образом, и ничего более не означать, как только вообще время воздаяния, когда каждый получит по заслугам. Что касается тех мест в книге, где писатель говорит об уничтожении (напр., [[old:prs:04:19|IV:19]]), то их легко можно понимать не в буквальном смысле, а как гиперболические выражения ужаса пред божественным страшным судом. Это учение нашего писателя о бессмертии, почерпнутое им, можно полагать, из платоновской философии, составляло существенный момент в развитии религиозного сознания иудеев и значительно приближало их к христианству. [<10>]