[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 1:14 ====== =====Лопухин А.П.===== **ибо Он создал все для бытия, и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле.** Мысль предшествующего стиха, выраженная в отрицательной форме, раскрывается здесь с положительной стороны. //«Ибо Он создал все для бытия»//. Что разуметь под //«все»//? Всю тварь, весь человеческий мир, как у [[new:mk:16:15|Мк XVI:15]], или даже весь духовный мир, как в послании к [[new:ef:01:10|Еф I:10]]. В таком случае //«для бытия»// (εις τό είναι) будет значить — к продолжению жизни, к бессмертию (в противоположность ούκ είναι в кн. [[old:gen:42:36|Быт XLII:36]] (???); [[new:mf:02:18|Мф II:18]] (???)). При таком объяснении 14 стих будет только в других словах повторять мысль предшествующего стиха, между тем он является для него основанием (//«ибо»//). Поэтому под //«все»// нужно разуметь все сотворенное в совокупности, весь мир, вселенную. Как Бог все сотворил, так Его же волей определяется и сохранение, продолжение бытия (τό είναι) всего. Эта мысль является общим положением, из которого делается вывод, что и человек создан для жизни, а не для смерти. //«Все в мире спасительно…»//, т. е. все, что Бог сотворил, служит к сохранению и продолжению бытия, причем, как видно из последующего, писатель говорит преимущественно о сохранении человека. //«Нет пагубного яда»//. Совершенно произвольно многие экзегеты видят в этих и последующих словах намек писателя на рассказ Моисея [[old:prs:02:17|(II:17;]] [[old:prs:03:start|III)]], что люди через вкушение плода от древа познания добра и зла подверглись смерти и отсюда делают дальнейший вывод, что повествование Моисея о грехопадении прародителей писатель кн. Премудрости понимал в аллегорическом, а не буквальном смысле. Из других мест его книги мы ясно видим, что он признавал исторический характер за повествованием Моисея о творении мира и первых людей [[old:prs:02:23|(II:23–24)]]. «Ядом» здесь в переносном смысле названо все то, что приводит человека к духовной смерти, что лишает его бессмертия. Все это находится в самом человеке, а во всем материальном мире нет ничего такого, прикосновение к чему вело бы человека к нравственной смерти. //«Нет и царства ада на земле»//. Эти слова ясно показывают, что писатель духовную смерть представлял, как печальное состояние умерших в аду. Ад, как место пребывания умерших, здесь берется в поэтическом олицетворении: ад царствует; но нельзя думать, что писатель о действительном князе ада говорит здесь, как в [[new:otkr:06:08|Откр VI:8;]] [[new:otkr:20:03|XX:2–3.]] В Св. Писании ад и смерть часто отождествляются [[old:is:38:18|(Ис XXXVIII:18,]] [[new:1kor:15:55|1 Кор XV:55,]] [[new:otkr:01:18|Откр I:18;]] [[new:otkr:06:08|VI:8)]]. См. также Толкование на [[old:prs:01:13#lopuxin_ap|Прем. Сол. 1:13]] [<10>]