[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 2:2 ====== ===== Свт. Филарет (Дроздов) ===== **Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца** См. Толкование на [[old:prs:02:03#svt_filaret_drozdov|Прем. Соломона 2:3]] ===== Примасий ===== **дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца** См. Толкование на [[new:otkr:09:03#primasij|Откр. 9:3]] =====Лопухин А.П.===== Ст. 2-3 **Случайно мы рождены и после будем как небывшие: дыхание в ноздрях наших - дым, и слово - искра в движении нашего сердца. Когда она угаснет, тело обратится в прах, и дух рассеется, как жидкий воздух;** Излагается доказательство высказанной в 1-м ст. нечестивыми мысли о совершенном уничтожении по смерти. Это доказательство выводится из двух оснований: 1) из случайности человеческой жизни и 2) из понятия о существе души, ее материальности. //«Случайно мы рождены и после будем, как небывшие».// Мы произошли благодаря простому случаю, без всякой высшей цели, поэтому //«после»//, когда пройдет эта жизнь, наше случайное существование кончится навсегда: //«будем, как небывшие».// Подобное учение в древности излагалось в философии Демокрита и Эпикура. Весьма возможно, что часть иудейства, усиленно стремившаяся к греческой культуре и образованности, усвоила себе и эти философские воззрения. Писатель ведет борьбу с этими противниками своими из иудеев и для этого детально оттеняя даже тонкости излагает эпикурейское учение. //«Дыхание в ноздрях наших — дым и слово — искра в движении нашего сердца».// В этих и последующих словах писатель представляет материалистические воззрения своих противников. По этим грубо материалистическим воззрениям жизнь человека представляется с одной биологической стороны и отождествляется с процессом дыхания. Человек живет, пока дышит, с последним вздохом кончается всякая жизнь. //«Слово»// здесь взято для обозначения сознания и вообще мыслительной деятельности человека, и оно представляется, как искра, получившаяся от удара сердца. Как от удара металла о камень происходят искры, так точно от удара сердца, как чисто материальной субстанции, происходит мышление; последнее, таким образом, только результат животной жизни. //«Дыхание… — дым, и слово — искра».// Эти образы взяты писателем, вероятно, потому, что его противники разделяли какое-нибудь из древних учений (напр., Гераклита, стоика Зенона или Эпикура), которое началом всего считало огонь, эфир или теплоту. **//Толковая Библия.//** См. также Толкование на [[old:prs:02:01#lopuxin_ap|Прем. Сол. 2:1]] [<10>]