[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 2:12 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **И уловим праведного, яко не угоден нам есть, и противится делом нашим, и поносит нам отпадение закона, и обличает нам согрешения наказания** (научения) **нашего** **Уловим праведного**: хитростью завладеем его личностью, ибо открыто нападать на него не всегда безопасно, – за него могут вступится его сторонники и приверженцы и не дать его нам в руки. – **Яко неугоден нам есть**: его жизнь и правила совершенно противоположны нашему образу мыслей и жизни, и эта противоположность делает его ненавистным для нас, возмущает нас до глубины души. – **Противится делом нашим**: противодействует нам уже тем одним, что он не таков, как мы, – непоколебимо держится своих правил, которые мы презираем. – **И поносит нам отпадение закона**: ревнуя за правду, смело укоряет нас за дела, которые кажутся ему отступлением от закона Божия, начертанного в письмени и совести. Этого мало: он обличает нам **согрешения наказания** (научения) **нашего**. Видя, что мы не только сами, по его мнению, поступаем противозаконно, но еще и других учим тому же, другим навязываем свой нечестивый образ мыслей, – он строго обличает нас за это научение, как за грех, подвергающий нас ответственности не только за себя, но и за других, нами развращаемых, – и этими обличениями предостерегает и отвращает многих от согласия с нами. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Устроим ковы праведнику, ибо он в тягость нам и противится делам нашим, укоряет нас в грехах против закона и поносит нас за грехи нашего воспитания;** //«Устроим ковы праведнику…»// Речь о тайном умысле, заговоре, в отличие от явного насилия. Здесь писатель, очевидно, вспоминает место из пророка Исаии, [[old:is:03:10|3:10]] ст., и приводит его не по еврейскому тексту, а по переводу LXX. Это обстоятельство дает ценное указание на время происхождения книги Премудрости Соломона. //«Укоряет нас в грехах против закона»//. Закон (νόμος) без дальнейшего определения его в Св. Писании всегда означает закон Моисеев. Только иудею грех против закона Моисеева мог быть поставлен в вину, поэтому эти слова указывают, что описанные здесь противники писателя были иудеи. Виновные против закона, они заслуживали еще упрека //«за грехи своего (нашего ) воспитания»//. Здесь писатель очевидно разумеет то языческое воспитание, какое стали получать иудеи его времени, подпав под влияние греческой образованности [[old:1mak:01:14|(1 Мак. 1:14)]]. [<10>]