[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 2:17 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Увидим убо, аще словеса его истинна суть, искусим, яже сбываются ему** (испытаем, какой будет исход его) Ревнители закона Господня ублажали мученическую кончину праведных. Но враги их только глумились над их словами. Не веруя в загробное воздаяние, они не могли понять, как это может быть блаженна кончина мучительная. Посмотрим, говорили они о праведнике, как это он будет блаженствовать среди мучительной казни, среди нестерпимых пыток. Испытаем, какой будет исход его: нет сомнения, что исход для него может быть один, и одно только чудо может спасти его от присужденной ему смерти. Посмотрим, совершится ли это чудо, избавит ли его Бог от смерти, если он дорог Богу, как сын его [[old:prs:02:18|(ст. 18)]]. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 17-20 **"Увидим, истинны ли слова его, и испытаем, какой будет исход его; ибо если этот праведник есть сын Божий, то Бог защитит его и избавит его от руки врагов. Испытаем его оскорблением и мучением, дабы узнать смирение его и видеть незлобие его; осудим его на бесчестную смерть, ибо, по словам его, о нем попечение будет".** Нечестивые вольнодумцы подвергают праведника испытанию с двоякою целью, чтобы узнать 1) оправдается ли его надежда на помощь Божию (18, 20) и 2) устойчив ли он в своей нравственной жизни (19 ст.). Если надежда праведника не тщетна, если его слова о попечении о нем Бога не были простым самомнением, то Бог его защитит. Он избавит его даже от смерти. Равным образом в страданиях праведник обнаружит свои «смирение и незлобие», если только они у него есть. Отдел книги Премудрости с 12–20 ст. многими древними и новыми экзегетами понимался как пророчество об отношении к Иисусу Христу Его врагов и об осуждении Его на смерть. Под //«праведником»// в таком случае разумелся Спаситель. Главное основание для такого толкования брали из 13-го и 16 ст., где враги обвиняют праведника в том, что он //«называет себя сыном Господа»// (13 ст.) и //«Отцом своим тщеславно называет Бога»// (16 ст.). Подобный же упрек и в тех же выражениях, по свидетельству Евангелия, бросали иудеи и Господу [[new:in:05:18|(Ин. 5:18;]] [[new:in:19:07|19:7)]]; аналогичное же основание находят в 18 ст., сравнивая его с [[new:mf:27:40|Мф. 27:40,]] [[new:mf:27:43|43]]; и наконец, в словах 20-го ст.: //«осудим его на бесчестную смерть»// видят указание на крестную смерть Спасителя. Но имея в виду неканонический характер книги Премудрости Соломона, можно и не усматривать в этом отделе пророчества в собственном смысле, но видеть в нем живое изображение общего для всех времен отношения нечестивых к праведным. Это изображение по силе своей истины оказалось приложимо и к лицу Иисуса Христа, величайшего из всех праведников. Такое понимание находит себе прочное основание в самой книге Премудрости, потому что под именем праведника (δίκαιος), изображаемого во II гл. 12–20, писатель этой книги, видимо разумел не определенное лицо, а родовое понятие (собственно благочестивого израильтянина вообще). [<10>]