[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 2:21 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Сия помыслиша и прельстишася** (ошиблись), **ослепи бо я злоба их** Злое, испорченное страстями сердце (**злоба**) заслоняет от разума свет истины, не давая ему видеть ее, ослепляет его. Только этим ослеплением объясняются ложные умствования нечестивых об участи гонимых ими праведников, изложенные в предшествующих стихах. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Так они умствовали, и ошиблись; ибо злоба их ослепила их** //Оценка их взглядов писателем// С этого стиха писатель переходит к обсуждению и оценке того образа мыслей своих противников, который он изложил выше. //«Так они умствовали и ошиблись».// Их мысли — заблуждение. Причина этого заблуждения двоякая: она кроется с одной стороны, в нравственной испорченности иудеев-вольнодумцев:// «злоба их ослепила их»//, с другой — в их незнании божественного предопределения судьбы праведных по смерти (22 ст.). [<10>]