[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 3:2 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. Ст. 2-3 **Непщевани быша** (казались) **пред лицем безумных умрети и вменися озлобление исход их, и еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире** Под **безумными**, пред лицом которых праведные **непщевани быша умрети**, разумеются нечестивые, обличение которых содержится в предыдущей главе книги Премудрости. Нечестие так ослепило их ум, что они поистине **безумны**. **Безумие** их состояло в том, что они поистине **безумны. Безумие** их состояло в том, что они о душе судили, как о теле. По их мнению, душа не имеет самостоятельного, отличного от тела бытия, не есть существо бестелесное, духовное, и потому **пред лицем** их, в глазах их, ревнители правды, замученные до смерти, казались умершими не только по телу, но и по душе. Если же так, то понятно, почему **исход** их из этой жизни **вменися** у нечестивых **в озлобление, и еже от нас шествие в сокрушение**. **Озлобляемые** праведники утешали себя надеждою на воздаяние в будущей жизни. Нечестивым эта надежда казалась суетною. Для них существовала одна земная жизнь, и потому они спешили насладиться благами ее, извлечь из нее все, что только она может дать приятного для их чувственности, рассуждая: //будем есть и пить, ибо завтра умрем// [[new:1kor:15:32|(1 Кор. 15:32)]]. Другой жизни нет, стало быть и других радостей по смерти и ожидать не следует, и те, которые не успели насладиться радостями земной жизни и даже терпели в продолжение ее одни страдания, – суть существа несчастные. Их смерть есть **озлобление**, – новое зло добавок к тому, какое испытали они при жизни; их удаление из среды живых есть **сокрушение**: с ними случилось подобное тому, что бывает с разбитым в дребезги глиняным сосудом, и как из черепков разбитого сосуда нельзя восстановить его, так и их жизнь безвозвратно погибла. – Так рассуждают нечестивые о ревнителях благочестия и добродетели, умирающих естественной или насильственной смертью, но рассуждают несправедливо: эти ревнители, несчастные при жизни, обрели покой по смерти. В загробной жизни они наслаждаются невозмутимым миром или блаженством, как заслуженной наградой за перенесение земных страданий. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 2-3 **В глазах неразумных они казались умершими, и исход их считался погибелью, и отшествие от нас - уничтожением; но они пребывают в мире.** Только во мнении неразумных смерть праведных считалась уничтожением, в действительности же это есть только переход к высшей блаженной жизни. «Неразумные» — те же самые люди, о которых была речь выше (I:3 ст.); «исход их», т. е. смерть: см. [[new:lk:09:31|Лк. 9:31]]; [[new:2pet:01:09|2 Пет. 1:9]]. По смерти праведные //«пребывают в мире»//. Пребывание в мире означает прежде всего состояние свободное от земной печали, см. [[new:evr:03:11|Евр. 3:11]]; [[new:otkr:14:13|Откр. 14:13]]; а затем — с положительной стороны — блаженство в Боге. См. также Толкование на [[old:prs:03:01#lopuxin_ap|Прем. Сол. 3:1]] [<10>]