[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 3:4 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Ибо пред лицем человеческим аще и муку приимут, упование их бессмертия исполнено** Мир, который обретают праведные страдальцы по смерти, даруется им во исполнение их **упования**. Сим **упованием** они укрепляют себя в подвигах терпения среди страданий, и **упование** их не мечтательное, но **бессмертия исполнено**, т. е. всецело проникнуто предвкушением блаженного **бессмертия**, – полно этим предвкушением, и потому непоколебимо, хотя **пред лицем человеческим они муку приимут**. Люди видят их телесные муки, но от них сокрыто внутреннее утешение, господствующее в душах мучеников. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия.** Связь 4-го ст. с предшествующим через «ибо» несколько затруднительна. Можно думать, что, ставя эту причинную связь, писатель хотел выразить ту мысль, что пребывание в мире праведных, о котором он говорил, как о блаженном состоянии по смерти (3 ст.), начинается уже здесь, на земле; ибо несмотря на все страдания праведные имеют твердую надежду на будущее блаженство и в этом находят успокоение. //«Они// (праведные) //в глазах людей наказываются»//, т. е. переносят лишения и несчастья, которые рассматриваются, как наказание Божие. Такой смысл следует из употребления этого глагола //(«наказываются»)// у писателя кн. Премудрости Соломона: [[old:prs:11:05|XI:5;]] [[old:prs:13:01|13:1]], и из связи данного места с последующими 5 и 6 ст. Люди, в глазах которых наказываются праведные, это, прежде всего, нечестивые, которые согласно характеристике их у писателя ни в какое мздовоздаяние не верят и о страданиях, как Божественном наказании, со своей точки зрения, могли бы говорить лишь в ироническом смысле. Писатель здесь, очевидно, выражает не их взгляд, а общепринятое у евреев воззрение на божественное мздовоздаяние. //«Надежда их полна бессмертия».// Это выражение по аналогии с другими подобными [[new:evr:06:11|(Евр. 6:11;]] [[new:evr:10:22|10:22)]] означает твердую несомненную надежду. Предмет надежды — бессмертие. Ст. 4-9 **Ибо, хотя они в глазах людей и наказываются, но надежда их полна бессмертия. И немного наказанные, они будут много облагодетельствованы, потому что Бог испытал их и нашел их достойными Его. Он испытал их как золото в горниле и принял их как жертву всесовершенную. Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки. Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его** //Надежда на бессмертие служит для них источником утешения в страданиях земной жизни// Как смерть, так и земные страдания праведных обычно нечестивыми считаются за постигшие их божественные наказания (4 ст.), в то время, как они (страдания) имеют совершенно другие цели (5–6 ст.): хотя сами праведники на земле и гибнут, но дела их служат к их торжеству и прославлению (7–9 ст.). [<10>]