[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 3:7 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **И во время посещения их возсияют и яко искры по стеблию потекут** Идет речь о воздаянии праведникам по смерти. Во время земной жизни они подвергались всякому унижению от нечестивых, но в день **посещения**, или в день загробного суда и воздаяния, когда Господь посетит их особым Своим благоволением, они **воссияют**: будут прославлены у Бога, Которого они прославляли своими подвигами на земле, и у людей: люди будут свято чтить память их, поучаться примером их жизни. – **И яко искры по стеблию потекут**. Это значит, что память пострадавших за благочестие ревнителей правды со смертью их не только не угаснет, но будет распространяться повсюду из рода в род с возрастающею силой, о которой можно судить по сравнению с возрастающею силой пламени, охватившего сухие ветви тростника и разбрасывающего искры на все стороны. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== Ст. 7-8 **Во время воздаяния им они воссияют как искры, бегущие по стеблю. Будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать во веки.** //Другая надежда истинных благочестивых израильтян в том, что еще здесь на земле они восторжествуют и будут господствовать над народами// При объяснении данного места экзегетами высказываются три главных мнения. Одни видят здесь мысль вообще о славном времени, которое наступит для благочестивых израильтян в этой жизни без всякого указания на мессианско-эсхатологические чаяния, другие — о блаженном состоянии праведных по смерти на небе, после страшного суда, и третьи видят здесь выраженным мнение о близко ожидаемом всеобщем суде, воскресении мертвых и открытии на земле мессианского царства. Разберемся, какое из этих мнений более оправдывается текстом. //«Во время воздаяния им они воссияют»//. Выражение //«время воздаяния»// само по себе неопределенное и может быть прилажено ко всем трем упомянутым объяснениям. //«Они воссияют»// — этим образом защитники третьего мнения пользуются, как главным своим аргументом: видят в нем указание на светлые эфирные тела, в каких восстанут души праведных для участия в земном мессианском царстве. Но, во-первых, это выражение столь неопределенное, что по нему нельзя заключить о том разделял ли писатель кн. Премудрости веру в воскресение тела и даже соединял ли с этим выражением представление о каких-либо вообще чувственных образах, в которых восстанут души. Во-вторых, если по книге Премудрости души умерших праведных восходят к Богу на небо, то оттуда таким образом, нужно допустить, они должны возвратиться обратно на землю, чтобы облечься в новые тела и принять участие в мессианском царстве. Такое представление о судьбе душ по смерти весьма разнится от обычного иудейского учения о воскресении и мессианском всемирном суде и не имеет себе в Библии аналогии. Ибо по обычной иудейской эсхатологии души, как добрых, так и злых, пребывают по смерти в шеоле и восходят оттуда при общем воскресении для воздаяния. Наконец, в-третьих, выражение //«как искры, бегущие по стеблю»// — несомненно образное, отсюда и «воссияют» следует понимать тоже как образ, который употребляется и в других местах Св. Писания [[old:pr:04:18|(Притч. 4:18;]] [[old:dan:12:03|Дан. 12:3,]] [[new:mf:13:43|Мф. 13:43)]] и означает только то, что праведники будут испытывать радость, блаженство счастье. Таким образом, третье из упомянутых толкований, как недостаточно обоснованное, отпадает; обратимся к первым двум. Нельзя признать и 2-й линии, что здесь говорится о блаженном состоянии праведных по смерти на момент настоящей земной жизни, а не будущей небесной, указывает образное выражение //«Как искры, бегущие по стеблю»//. Сравнивая этот образ с подобными же библейскими образами (см. [[old:zah:12:06|Зах. 12:6;]] [[old:mal:04:01|Мал. 4:1–3]]), мы устанавливаем тот несомненный его смысл, что праведные, т. е. благочестивые израильтяне, примут участие в наказании своих врагов, они будут для них, что искра для соломы. Это наказание, несомненно, совершится в настоящей жизни, а не за гробом, ибо мысль о наказании злых через добрых в будущей жизни не имеет в Библии аналогии и ей чужда. По библейскому взгляду, наказание нечестивых через праведных произойдет здесь на земле в мессианские времена. Таким образом, 7 ст. содержит в себе мысль о наступлении главного времени для благочестивых израильтян в этой земной жизни и по связи этого места с последующими стихами мы должны в нем видеть выражение мессианской надежды в самой общей доступной для того времени форме. См. также Толкование на [[old:prs:03:04#lopuxin_ap|Прем. Сол. 3:4]] [<10>]