[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 3:9 ====== ===== Прп. Исихий Иерусалимский ===== **Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его** Когда рассеются облака, воздух показывается чистый; когда же Солнцем правды Иисусом Христом рассеются страстные мечтания, тогда обыкновенно в сердце рождаются световидные и звездовидные помышления, по причине просвещения Иисусом воздуха сердечного. Ибо Премудрый говорит: **«надеющиися на Господа уразумеют истину, и верные в любви пребудут Ему»** [[old:prs:03:09|(Прем. 3:9)]]. **//Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.//** ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== I. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 3:1–9) В сей паремии изображается блаженная участь праведников, как награда за твердость их в благочестии среди скорбей и страданий. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Надеющиися нань уразумеют истину и вернии в любви пребудт Ему** (у Него), **яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его** Судьба чтителей истинного Бога представляет ясное подтверждение того, как основательна надежда их на Него. Они среди скорбей и страданий от людей нечестивых не теряют надежды на Господа, на Его помощь и заступление, и они действительно уразумеют истину, – они не посрамятся в своем уповании на Бога и опытно убедятся в неложности этого упования, – рано или поздно дождутся того, что терпение их увенчается наградою от Бога. – **И вернии в любви пребудут у Него**. Каковы люди в отношении к Богу, таков и Бог в отношении к ним. Неизменно верные Господу до готовности – верность Ему, преданность истинному Богопочтению запечатлеть мученическою смертью, – пребудут **в** неизменной **любви у Него**. И кого же больше, как не их любить Ему? Эти люди преподобные, – святые, и избранные, – выдающиеся своею ревностью к Богоугождению. Они вполне заслужили Его благодать, благоволение, и милость. Они – предмет Его посещения, – особенного промышления. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Надеющиеся на Него познают истину, и верные в любви пребудут у Него; ибо благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его** //«Надеющиеся на Него познают истину»//. В этих словах экзегеты нередко стараются найти платоновскую мысль о том, что души праведных и мудрых по смерти, освободившись от земных несовершенств, идут к Богу и в общении с Ним достигают высшего знания и истины (Федон. п. 81). Хотя это мнение не чуждо книги Премудрости Соломона (см. [[old:prs:05:15|5:15;]] [[old:prs:06:19|6:19]]), но в данном случае здесь выражена не эта мысль, как видно из того уже, что речь идет не о времени по смерти, а о настоящей жизни здесь на земле когда явятся дела праведных. Поэтому истину которую познают праведные, нужно понимать не в общем смысле, а специальном: праведные узнают ту истину которая лежит в отношениях Бога к своим чтителям, это будет познание божественного плана, по которому Он управляет святыми (ср. [[old:prs:02:22|2:22]]). //«Верные в любви пребудут у Него».// Любовь без дальнейших определений ее всегда означает свойство субъекта (а не любовь, как божественное начало), поэтому здесь говорится о любви человека к Богу, а не о пребывании человека в любви Божией. См. также Толкование на [[old:prs:03:04#lopuxin_ap|Прем. Сол. 3:4]] [<10>]