[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 4:1 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Безсмертие бо есть память его, яко от Господа познавается и от человек** В библейском тексте сим словам стиха предшествуют следующие: //лучше безчадство с добродетелию//, т. е. лучше сохранить добродетель, нравственную силу и чистоту души, чем иметь детей от супружества с язычником или язычницею, и видеть их в язычестве, – что, обыкновенно, бывало во время господства язычников над Иудеями. Почему же лучше? Потому что **безсмертие есть в памяти ея**, т. е. добродетели. Продолжение рода дает родоначальнику **бессмертие** в потомстве; но добродетель и без потомства бессмертна, ибо о ней сохранится вековечное воспоминание. Она **познается**, – признается достойною сей чести, – от Господа и от человек. Она заслуживает вечную память у Бога и у людей, ибо она есть дело Богоугождения и назидательна для людей. Но в рассматриваемом стихе паремии текст несколько изменен, – вместо **память** ея, т. е. добродетели, сказано: **память его**, т. е. праведника, применительно к первому стиху паремии, говорящему о праведнике. Смысл тот же, что в словах псалма: //в память вечную будет праведник//. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Лучше бездетность с добродетелью, ибо память о ней бессмертна: она признается и у Бога и у людей.** //Продолжается противопоставление судьбы праведных судьбе нечестивых// Стихи 1–6 снова противопоставляют судьбу бездетных праведников судьбе нечестивых с их многочисленным потомством. Преимущество бездетных, но добродетельных людей в том, что память об их добродетели сохранится в потомстве, это своего рода тоже бессмертие. В более поздних книгах Св. Писания Ветхого Завета часто говорится о бессмертии имени в потомстве, как высокой награде за праведность [[old:ps:111:06|(Пс. 111:6;]] [[old:pr:10:07|Притч. 10:7;]] [[old:prs:08:13|Прем. 8:13;]] [[old:prs:10:14|10:14)]]. Ценимая людьми, добродетель «признается» и у Бога. [<10>]