[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 4:16 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== III. Паримия из книги Премудрости Соломоновой (Прем. Сол. 4:7; 16–20; 5:1–7). В сей паремии изображается самоосуждение нечестивых в виду прославления праведников, терпевших от них озлобление. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **Осудит же праведник умираяй живущия нечестивыя** Идет речь о **праведнике**, рано восхищенном смертью. Он и при жизни **осуждал нечестивых** самою противоположностью своего образа мыслей и действий образу мыслей и поведению их. Но сего мало: он не перестанет **осуждать** их и обличать по смерти. Его смерть есть переход к вечно-блаженной жизни, а отнюдь не бедствие, как думали о нем пережившие (живущие) его нечестивые. В этом заблуждении **нечестивых** относительно его участи **праведник** и будет обличать их по смерти. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Праведник, умирая, осудит живых нечестивых, и скоро достигшая совершенства юность - долголетнюю старость неправедного;** //«Праведник, умирая, осудит живых нечестивых…»// Сопоставляя данное место с [[old:prs:03:08|8 ст.]] III гл., находят здесь мысль об осуждении нечестивых в будущей жизни. Но выражение «живых», противополагаемое факту смерти праведных, ясно говорит о том, что нечестивые будут осуждены, пока еще они живут на земле, и осуждены именно самою смертью праведных: //«умирая, осудит»//. Каким образом ранняя смерть праведника осудит оставшихся в живых нечестивых показывают дальнейшие слова: //«скоро достигшая совершенства юность// (осудит) //долголетнюю старость неправедного»//. Достигши нравственного совершенства в короткий срок, праведник этим осудит нечестивых, которые за всю долгую свою жизнь //«не могли показать никакого знака добродетели»// [[old:prs:05:13|(5:13).]] О подобном же осуждении говорится у [[new:mf:12:41|Мф. 12:41;]] [[new:evr:11:07|Евр. 11:7;]] [[new:rim:02:27|Рим. 2:27]]. См. также Толкование на [[old:prs:04:14#lopuxin_ap|Прем. Сол. 4:14]] [<10>]