[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 6:12 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой. В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. Ст. 12-13 **Мудрость Господня просвещает лице разумного. Постигает бо** (упреждает даже) **желающыя ю, прежде даже разумети ю, и удобь узрится от любящих ю** **Мудрость Господня**, т. е. Богомудрие, олицетворяется здесь и далее (14–16) в виде учителя, который отличается приветливостью и предупредительностью к желающим поучиться у него. Она просвещает **лице разумного**, т. е. производит такое впечатление на **разумного**, что на самом лице его разливается свет радости. Чем же премудрость возбуждает в нем такую радость? Предупредительностью и приветливостью. Она упреждает **желающих ю, прежде даже разумети ю**, т. е. достаточно только пожелать кому поучиться премудрости, она уже спешит к нему с своими услугами, не дожидаясь предварительного ознакомления с нею, – она радушно сама идет к нему, как только узнает его желание ознакомиться с нею. – Она **удобь узрится от любящих ю**, – т. е. для всех имеющих расположение пойти к ней в науку доступна, всех принимает к себе на глаза, всякого желающего просвещения готова удовлетворить. Подобное олицетворение мудрости под образом живого существа встречается в книге Притчей [[old:pr:01:20|(1:20 и дал.)]]. (См. паримию во вторник первой седмицы Великого поста). //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Премудрость светла и неувядающа, и легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее;** //При искреннем желании научиться премудрости легко, а результат этого научения весьма важен: помимо других благ премудрость приводит к блаженному бессмертию// С 12–16 ст. писатель проводит ту мысль, что под условием искреннего стремления к мудрости нетрудно достигнуть ее; она идет навстречу ищущему ее. //«Премудрость светла и неувядающа…»// Первый эпитет может значить или то, что премудрость легко постигается, ее свет идет навстречу и освещает путь к ней; или, по сравнению с блеском драгоценного камня и металла, может указывать на внутреннее достоинство премудрости (ср. [[new:otkr:18:14|Откр. 18:14]], [[new:otkr:18:16|16]]). Второй предикат говорит о том, что обладание премудростью имеет непреходящую ценность, в противоположность скоро вянущему венку, каким украшали победителей на войне [[new:1pet:01:04|(1 Пет. 1:4]]; [[new:1pet:05:04|5:4)]]. //«Легко созерцается любящими ее, и обретается ищущими ее»// (ср. [[old:prs:01:01|1:1–2;]] [[old:prs:04:10|4:10]]). Основание этой мысли в том, что внутреннее духовное существо природы человека не чуждо премудрости. [<10>]