[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 7:3 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми** Как только дитя выходит из утробы и вынимается из чрева, то первый крик его сопровождается слезами, как сказал некто: **"первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми"**. С плачем бывает вступление в жизнь, со слезами, начало ее, которыми природа предвозвещает будущие стра­дания. Почему плачет дитя, выходя на свет? Потому, что прежде грехопадения Бог сказал: //"плодитесь и размножайтесь"// [[old:gen:01:28|(Быт.1:28)]], что было благословением; а после грехопадения сказал: //"в болезни будешь рождать детей"// [[old:gen:03:16|(Быт.3:16)]], что было наказанием. И не слезы только бывают при рождении, но и пелены и повязки; слезы при рождении, слезы и при смерти; пелены при рождении, пелены и при смерти, чтобы ты знал, что эта жизнь оканчи­вается смертью и стремится к этому концу. Но не таково духов­ное рождение. Здесь нет ни слез, ни пелен; но родившийся бывает свободен и приготовлен к подвигам; у него свободны и руки и ноги, чтобы он мог и бегать и вступать в ратоборство; здесь нет плача, нет слез, но приветствия, лобзания и объя­тия братий, признающих в родившемся собственный член и принимающих его как бы после продолжительного отсутствия. **//О том, что чтение Св. Писаний полезно и что оно делает внимательного недоступным для рабства и стеснительных обстоятельств; также о том, что название апостолов есть название многих достоинств и что апостолы получили силу и власть гораздо большую, чем внешние властители и самые цари; и, наконец, к новопросвещенным.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **и я, родившись, начал дышать общим воздухом и ниспал на ту же землю, первый голос обнаружил плачем одинаково со всеми, вскормлен в пеленах и заботах;** При рождении он обнаружил ту же беспомощность, те же потребности, что и все. Выражение //«Ниспал на ту же землю»// сопоставляют с [[old:prs:08:19|19–20 ст.]] VIII гл. и видят в нем намек на предсуществование душ. Однако, хотя мысль о предсуществовании душ писателю кн. Премудрости Соломона не чужда, в данном месте находить ее нельзя: контекст речи говорит за то, что выражение «ниспал» указывает только на образ появления человека из лона матери. [<10>]