[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 7:15 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. Ст. 15-16 **Яко Той мудрости наставник есть и мудрых исправитель, и всякому смыслу и делу хитрец** Писатель, продолжая говорить от лица Соломона, утверждает ту истину, что, как Соломон получил от Бога дар **мудрости**, так и вообще для всякого человека, желающего **мудрости**, Бог есть податель ее. Он есть источник **мудрости** для не имеющих ее; Он же есть **исправитель мудрых**, – т. е. в случае их погрешностей и недоумений Он вразумляет их или чрез непосредственное озарение их ума, или чрез посредство положительного откровенного учения и богопросвещенных наставников. – **И всякому смыслу и делу хитрец**: **мудро** руководствует нас в обсуждении и уразумении всего, что нужно нам знать и делать, – **мудро** споспешествует нам в наших занятиях. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Только дал бы мне Бог говорить по разумению и достойно мыслить о дарованном, ибо Он есть руководитель к мудрости и исправитель мудрых** Чтобы преподать совершенное учение премудрости, нужно иметь о ней достойное ее представление //(«достойно мыслить о дарованном»)// и уметь передать свое разумение премудрости точными словами //(«говорить по разумению»)//. О том и другом царь Соломон, устами которого говорит писатель книги, просит Бога, //«ибо Он есть руководитель к мудрости»//. [<10>]