[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 7:21 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== V. Паримия из книги Премудрости Соломоновой В сей паремии, составленной из стихов, собранных из разных глав книги (6:1-14; 6:11. 17. 18. 21–23; 7:15. 16. 21. 22. 26. 27. 29; 10:9. 10. 12; 7:30; 11:1. 10–17. 19–22; 15:1; 16:8. 13), с присовокуплением двух стихов из книги Притчей в начале (29:2) и в конце паремии, восхваляется истинная премудрость и изобраается злоба против ревнителей ее со стороны врагов. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. **И всем смыслом научит мудрость** Судя по тому, что здесь речь идет о такой **мудрости**, наставником которой выше, [[old:prs:07:15|ст. 15]]. [[old:prs:07:16|16]], назван Бог, нет необходимости разуметь под нею Премудрость Ипостасную, Сына Божия, Который под именем Премудрости изображен в 8-ой главе книги Притчей, как строитель мира и Церкви. Должно думать, что в рассматриваемом стихе восхваляется, под именем премудрости, любомудрие, присущее человеку по самой природе, ибо по самой природе он украшен образом и подобием Божиим, – но в избранных людях достигающее высшего совершенства, особенно при озарении их ума благодатию свыше. **Мудрость** или любомудрие есть главное достоинство, отличающее человека от неразумных тварей. Ни одной из них не дано Богом **мудрости**, которою обладает человек. В его **мудрости** отражаются совершенства Творца, – в ней проявляется Дух Божеский – разумный, т. е. все ведущий и разумеющий, и вместе святый, т. е. непричастный никакому злу, хотя зрит всякое зло. Свойственное человеку многоведение и способность силою свободной воли возвышаться над злом и усовершаться в добре есть черта божественная, не утраченная и по грехопадении. – Бог есть свет присносущный; отблеск этого света или славы Божества присущ и человеку: его мудрость есть сияние присносущного света. – Бог есть существо всеблагое; эта черта усматривается и в человеке: его **мудрость**, научающая его сознательно делать добро ближним, есть образ благости Божьей. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего.** Писатель делает заключение к своему описанию объема человеческой мудрости. Все богатое содержание ее человек получил от Премудрости Божией, которая действует во всем мире, все образует и приводит в порядок, поэтому она — //«художница всего»//. См. также Толкование на [[old:prs:07:16#lopuxin_ap|Прем. Сол. 7:16]] [<10>]