[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 7:22 ====== =====Лопухин А.П.===== **Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый** 22 ст. с предшествующим связан частицей γαρ. Эта связь указывает на то, что здесь дается основание предшествующему. Именно, писатель изображает нам Божественный дух премудрости в его мировой деятельности, чтобы показать, почему премудрость выше названа «художницей всего» (21 ст.) и почему она является источником многоразличных и всеобъемлющих знаний. Существо и деятельность премудрости ближе определяется 21-м предикатом. //«Она есть дух разумный».// Духом премудрость названа, как действующая и открывающаяся Божественная сила, существующая сама в себе и являющаяся средоточением различных свойств и действий, ей непосредственно принадлежащих и далее писателем ей усвояемых. Предикат «разумный», νοερός, у Платона часто употребляется для обозначения чисто духовного бытия. Принимая его в этом смысле, мы получим здесь ту мысль, что в существе Божественной Премудрости, как действующей во вселенной силе, не должно мыслить ничего материального. Но эта мысль дана уже в понятии «дух» и прилагательное νοερός при таком его понимании было бы тождесловием, поэтому лучше πνεύμα νοερόν понимать в значении νοούν. //«Святый…»// — употреблено здесь в том же значении, как и в [[old:prs:01:05|I:5]] ст. //«…единородный, многочастный…»// (μονογενές, πολυμερές). Первый предикат указывает на однородность природы, означает: простой, неделимый. «Многочастный» же не означает понятия противоположного предшествующему предикату, а значит то, что сила и деятельность Премудрости распространяется по всему миру, во всех его частях, во всех областях. Это свойство Премудрости раскрыто в [[old:prs:08:01|VIII:1]] ст. и у Ап. Павла [[new:1kor:12:11|1 Кор XII:11]]. //«…тонкий…»// (λεπτόν), ибо иначе премудрость не могла бы проникать весь мир. Это слово следует понимать, как образно говорящее о духовности премудрости. //«Удобоподвижный…»// (εύκίνητον). Это свойство можно рассматривать, как следствие предшествующего. Подробнее оно раскрывается писателем в 24 ст. //«…светлый, чистый, ясный…»// Все эти предикаты указывают на светоносную природу Премудрости. Какой источник этого света у Премудрости указывает 26 ст. //«Невредительный…»// (απήμαντον) — имеет активное и пассивное значение. В первом случае будет значить — никому не причиняющий вреда. Такой смысл очень скуден, поэтому лучше брать этот предикат в пассивном значении: неповрежденный, нетронутый изменениями чувственного земного бытия, неизменяемый. //«Скорый, неудержимый…»// Предикаты означают энергию Премудрости, как мирообразующей и мир проникающей силы. //«Благодетельный, человеколюбивый…»// Оба предиката понимаются в смысле указания на Божественную благость, как единственное побуждение к творению мира. Однако, сравнивая это место с [[old:prs:01:06|I:6]] ст., с большим основанием здесь можно видеть указание на отношение премудрости к нравственному Миру. //«Твердый, непоколебимый…»// Законы, устанавливаемые премудростью и в мире физическом, и в мире нравственном, неизменны. Основание этой неизменяемости в неизменяемости самой премудрости. //«Спокойный, беспечальный…»// Указывается на момент самодовлеемости Премудрости. //«Всевидящий…»// см. [[old:prs:01:06|I:6–10]] ст. //«Проникающий все умные, чистые, тончайшие души»//. Этот предикат показывает, что премудрость управляет не только природой и людьми, но и миром высших духов. Что касается числа (21) предикатов, то экзегеты обращали внимание на то? что оно является произведением 3 и 7. Оба эти числа почитались у евреев за священные [[old:chis:19:12|(Чис XIX:12;]] [[old:prsir:26:01|Сир XXVI:1;]] [[old:zah:03:09|Зах III:9;]] [[old:4ts:05:10|4 Цар V:10;]] [[old:4ts:04:35|IV:35]]; [[old:pr:09:01|Притч IX:1)]]. Поэтому весьма вероятно, что количество предикатов до 21-го было доведено писателем намеренно по крайней мере многие предикаты являются однозначащими и ничего не прибавляют к существу дела. Указать какой-либо порядок в перечислении предикатов очень трудно и все попытки экзегетов до сих пор были безуспешны. Можно только сказать, что одни предикаты определяют метафизическую природу духа премудрости другие нравственную; первые объясняют действие премудрости в мире вообще, вторые — ее действия в мире разумных существ. Ст. 22-30 **Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи. Ибо премудрость подвижнее всякого движения, и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает. Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя: посему ничто оскверненное не войдет в нее. Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его. Она - одна, но может все, и, пребывая в самой себе, все обновляет, и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков; ибо Бог никого не любит, кроме живущего с премудростью. Она прекраснее солнца и превосходнее сонма звезд; в сравнении со светом она выше; ибо свет сменяется ночью, а премудрости не превозмогает злоба.** //По своему существу и происхождению Премудрость божественна// Излагается учение о существе премудрости, ее происхождении и деятельности во вселенной. [<10>]