[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 8:3 ====== ===== Еп. Виссарион (Нечаев) ===== VI. Паримия из книги Премудрости Соломоновой. В составе этой паремии, содержащей похвалу премудрости, входят стихи из глав 6, 8 и 9, с присовокуплением в начале стихов из разных глав книги Притчей. Из книги Премудрости Соломоновой заимствуется для церковного Богослужения шесть паримий во дни памяти пророков, мучеников, преподобных и святителей, на том основании, что все эти святые осуществляли в своей жизни уроки истинной мудрости, и в судьбе своей проявили прославляемое в книге Премудрости торжество истины и благочестия над заблуждениями и нечестием врагов своих. Ст. 3-4 **Яко всех Владыка возлюби ю. Таинница бо есть Божия хитрости** (ума) **и обретательница дел Его** Идет речь о достоинствах мудрости, как возлюбленной невесты. Она – мудрость – есть возлюбленная дщерь Владыки вселенной: **яко всех Владыка возлюби ю**. Она таинница есть Божия хитрости, – она, как близкая ко Отцу своему Богу, посвящена в Его сокровенные мудрые советы касательно управления миром. – Она **обретательница дела Его**: обретает **в делах** Его следы Его совершенств, видит дела Божественной мудрости, благости и правосудия там, где чуждые мудрости не видят ничего кроме случая. //**Толкование на паремии из книги Премудрости Соломоновой.**// =====Лопухин А.П.===== **Она возвышает свое благородство тем, что имеет сожитие с Богом, и Владыка всех возлюбил ее:** //по причине ее внутренней близости к Богу и// //«Она возвышает (свое) благородство тем, что имеет сожитие с Богом…»// Русский текст, вставив для пояснения местоимение «свое», определил смысл этих слов в отношении к премудрости, как свойству Божественному. Родство и близость (сожитие — образ взят из брачных отношений в соответствии с предшествующим «невеста») премудрости к Богу возвышают ее внутреннее достоинство и значение. Некоторые экзегеты выражение //«возвышает благородство»// относят к человеческому благородству, которое возвышается премудростью (разумея под ним связанные с рождением преимущества). Но против земных преимуществ в отношении к премудрости писатель уже высказался [[old:prs:07:01|(7:1–6)]], а затем ближайший контекст более благоприятствует 1-му пониманию данного места, наконец образ «сожитие» тоже говорит за то, что здесь речь идет о премудрости, как внутреннем свойстве Божием. [<10>]