[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 10:1 ====== ===== Лопухин А.П. ===== 10-ая глава содержит в себе ряд отдельных примеров из древнейшей истории, начиная с Адама и до выхода евреев из Египта, которыми писатель доказывает, что премудрость всегда давала людям блага, а презрение ее влекло за собой печальные последствия. Премудрость является здесь, как руководящая и вспомоществующая божественная сила, как посредница между Богом и Израилем. Однако при этом понятие Божественной и человеческой мудрости писатель часто объединяет до такой степени, что не всегда можно различить, какое из них преобладает; существа дела это не меняет, потому что человеческая мудрость, по мысли писателя происходит от Божественной и в ней имеет свое постоянное основание. Понятие о Божественной Премудрости писателем иногда расширяется до понятия провидения вообще, а мудрость человеческая у него является синонимом благочестия и познания Божественной воли. Ст. 1-2 **Она сохраняла первозданного отца мира, который сотворен был один, и спасала его от собственного его падения: она дала ему силу владычествовать над всем** //С самых первых времен существования человека премудрость создавала его благополучие и счастье, а отступления от нее вели к погибели: примеры — Адама// Приводится пример Адама, который называется «первозданным отцом мира». «**Отец мира**» выражает мысль о том, что Адам был родоначальником всего человечества; прилагательное «**первозданный**» [[old:prs:07:01|(VII:1)]] определяет происхождение первого человека, указывает на историю творения человека [[old:gen:01:26|(Быт I:26–27;]] [[old:gen:02:07|II:7–8)]]. «…**cотворен был один**…» Часто объясняют это выражение в том смысле, что только один первый человек был в собственном смысле творением Божиим, поэтому, например, в Ев. Луки он называется (сыном) «Божиим» [[new:lk:03:23|(III:23,]] [[new:lk:03:38|38)]]. Других сотворенных вместе с Адамом или впоследствии людей не было, все остальные люди произошли от Адама. Таким образом, здесь дается мысль о единстве человеческого рода другое толкование более отвечающее контексту речи, то, что сотворенный Адам был один, никакое другое подобное ему существо не могло оказать ему помощи, лишенный человеческого сотрудничества, он был беззащитен, однако первый человек не погиб ибо на страже стояла Божественная Премудрость. «**Она… спасала его от собственного его падения**». Приведенные слова писателя книги Премудрости нельзя понимать, как отрицание рассказа кн. Бытия о грехопадении Адама, ибо в других местах своей книги он этот рассказ признает [[old:prs:02:24|(II:24)]]. Здесь можно видеть ту мысль, что премудрость, воздействуя на первого человека, привела его к раскаянию, которое спасло его от дальнейшего падения. Хотя мнение о раскаянии Адама не встречает для себя подтверждения в кн. Бытия, однако, у раввинов оно встречается нередко и могло быть разделяемо писателем книги Премудрости. «**Она дала ему силу владычествовать над всем**». Ср. [[old:gen:01:28|Быт I:28]]. Под премудростью здесь с одинаковым правом можно разуметь и миротворящую Божественную силу (как в [[old:prs:02:09|2 ст. IX гл.]]), и данный человеку, предпочтительно пред всей неразумной природой, разум — необходимое условие его владычествования. [<10>]