[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 10:4 ====== ===== Лопухин А.П. ===== **Ради него потопляемую землю опять премудрость спасла, сохранив праведника посредством малого дерева** Пример Ноя. [[old:gen:06:11|Быт VI:11]]–[[old:gen:08:19|VIII:19]] ст. «**Ради его потопляемую землю**…» Писатель устанавливает связь между делом Каина и потопом. В каком виде ему представляется эта связь, он определенно не указывает; может быть так, что злоба Каина, в его потомстве все более и более развивавшаяся, привела к тому всеобщему развращению людей, которое послужило причиной потопа [[old:gen:06:01|(Быт VI:1–7)]]. «…**сохранив праведника посредством малого дерева**». Предикат δίκαιος (= праведник) здесь означает Ноя, в [[old:prs:10:05|5 ст.]] — Авраама, в [[old:prs:10:06|6 ст.]] — Лота, в [[old:prs:10:10|10 ст.]] — Иакова, в [[old:prs:10:13|13 ст.]] — Иосифа и в [[old:prs:10:20|20 ст.,]] [[old:prs:12:09|XII:9;]] [[old:prs:16:23|XVI:23;]] [[old:prs:18:20|XVIII:20]] — весь израильский народ. Эта особенность, что писатель рассказывая о библейских событиях, не называет по имени лиц, говорит о том, что он предполагал в своих читателях хорошее знакомство с библейским повествованием следовательно назначал свою книгу прежде всего читателям из евреев. Цель такого приема — выдвинуть на первый план идею, иллюстрируемую историческими фактами, и не отвлекать внимание читателя историческими подробностями. Выражение «**посредством малого дерева**», очевидно, означает у писателя ковчег (ср. [[old:prs:14:start|XIV гл.]]), в котором спасся Ной [[old:gen:06:14|(Быт VI:14)]]. Вероятно, писатель хотел этими словами выразить ту мысль, что ковчег, несмотря на его величину, все же был ничтожен в сравнении с черезвычайным потопом и потому без высшей помощи Божией Ной спастись не мог. Его, как и всю землю, //«славила премудрость»//, Божественное Провидение, ср. [[old:prs:14:03|XIV:3]] и [[old:prs:14:05|5 ст]]. [<10>]