[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 10:6 ====== =====Лопухин А.П.===== Ст. 6-8 **Она во время погибели нечестивых спасла праведного, который избежал огня, нисшедшего на пять городов, от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля и растения, не в свое время приносящие плоды, и памятником неверной души - стоящий соляной столб. Ибо они, презрев премудрость, не только повредили себе тем, что не познали добра, но и оставили живущим память о своем безумии, дабы не могли скрыть того, в чем заблудились.** //Лота и содомлян// Спасение Лота премудростью. Страшный пример наказания за нечестие жителей Пентаполя. См. [[old:gen:19:start|Быт XIX гл.]], ср. [[new:2pet:02:07|2 Пет II:7]]. //«…избежал огня, нисшедшего на пять городов»//. О гибели Содома и Гоморры см. объяснительное замечание к [[old:gen:19:24|24–25 ст.]] XIX гл. кн. Бытия. (Толковая Библия т. 1 с. 124). Города, составлявшие Пентаполь, перечислены в XIV гл. [[old:gen:14:02|2 ст.]] кн. Бытия, именно: Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Сигор. Писатель кн. Премудрости не точно говорит здесь о гибели «пяти городов», так как по книге Бытия [[old:gen:19:start|XIX гл.]] и [[old:vtor:29:23|Втор XXIX:23]], погибли только первые четыре города, а Сигор остался целым. (См. [[old:is:15:05|Ис XV:5;]] [[old:ier:48:34|Иер XLVIII:34]]). //«…от которых во свидетельство нечестия осталась дымящаяся пустая земля…»// Говорится о состоянии долины Сиддим после содомской катастрофы. Писатель ничего не говорит о соленом море, которое, по общепринятому мнению [[old:gen:14:03|(Быт XIV:3)]], последствие происшедшего понижения почвы, затопило долину Сиддим; по его свидетельству на месте погибших пяти городов осталась дымящаяся пустыня. Это показание кн. Премудрости Соломона находится в согласии с [[old:gen:19:28|28 ст.]] XIX кн. Бытия, передающем о том, что видел Авраам, когда наблюдал над местом катастрофы; согласны с кн. Премудрости Соломона и древние писатели (напр., Филон . De vita Mos. II с. 143. De Abraham, с. 21). По их мнению, долина Сиддим представляла дымящуюся пустыню вследствие вулканического свойства и смолисто-серного состава почвы. //«…растения, не в свое время приносящие плоды…»// Предполагают, речь идет о том, что в долине Сиддим, вследствие вулканического состояния почвы, плоды созревали раньше обычного времени, причем они не успевали вполне развиваться и от сильного зноя высыхали. Может быть, писатель говорит здесь о так называемом содомском яблоке, которое, по обычному представлению, имело красивый, румяный вид, но когда его раздавливали, разлеталось в черную пыль. Об этом плоде говорят древние писатели (//Иосиф. Фл.// Иудейская война, IV, стр. 300; //Тацит//. История:V:7). //«…памятником неверной души — стоящий соляной столб»//. Этими словами, без сомнения, указывается на рассказ кн. Бытия о жене Лота [[old:gen:19:26|(Быт XIX:26)]]. Нет сомнения и в том, что писатели кн. Бытия, равно как и кн. Премудрости Соломона, передавая об этом событии, представляют его чудом; поэтому все естественные объяснения этого события, а их предлагается много, не будут отвечать характеру предания. Судьба городов Пентаполя в Св. Писании осталась часто употребляемым образом совершеннейшей гибели и страшного наказания: [[old:vtor:29:23|Втор XXIX:23]]; [[old:is:01:09|Ис I:9;]] [[old:is:13:19|XIII:19;]] [[old:is:23:14|XXIII:14;]] [[old:ier:49:18|Иер XLIX:18;]] [[old:ier:50:40|L:40;]] [[old:iez:16:49|Иез XVI:49–50;]] [[old:os:11:08|Ос XI:8]]; [[new:mf:10:15|Мф Х:15;]] [[new:mf:11:23|XI:23;]] [[new:rim:09:29|Рим IX:29;]] [[new:2pet:02:06|2 Пет II:6]]. [<10>]