[<10>] ====== Толкования на Прем. Соломона 13:10 ====== =====Лопухин А.П.===== **Но более жалки те, и надежды их - на бездушных, которые называют богами дела рук человеческих, золото и серебро, изделия художества, изображения животных, или негодный камень, дело давней руки.** //Почитание за богов идолов// С 10 ст. писатель переходит к изображению неразумия другой формы многобожия — идолопоклонства в собственном смысле, почитания предметов, сделанных руками человека. Конечно, по первоначальной идее почитание относилось не к самим этим предметам, а к тому, что они изображали и означали; но впоследствии невежественная масса стала отождествлять изображение с самим божеством. Вот эту форму религиозного невежества писатель и имеет в виду. О ней говорится и во многих других местах Св. Писания: [[old:vtor:04:28|Втор IV:28;]] [[old:ps:134:15|Пс CXXXIV:15–18]]; [[old:is:40:18|Ис XL:18–20;]] [[old:is:41:07|XLI:7;]] [[old:is:44:09|XLIV:9–20;]] [[old:ier:02:28|Иер II:28;]] [[old:ier:10:03|X:3–15]]. Неразумие этой формы многобожия в том, прежде всего, что люди возлагают свои надежды //«на бездушных»//, έν νεκροις, на мертвые неодушевленные предметы. Так идолы названы не в противоположность истинному живому Богу, а в противоположность выше названным силам и явлениям природы. В них все же есть жизнь, они могут приносить пользу или вред человеку, это могло послужить основанием к их почитанию людьми, а почитатели бездушных идолов не имеют и этого основания, поэтому они //«более жалки»//. //«…золото и серебро…»// не сами по себе почитались, а разумеются здесь изображения, идолы, делаемые из этих металлов. //«…негодный камень, дело давней руки…»// — разумеются каменные изображения и статуи, обоготворяемые по причине их большой древности. [<10>]