[<10>] ====== Толкования на Прем. Сираха 20:18 ====== ===== Свт. Феолипт Филадельфийский ===== **Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак, скоро придет падение злых** Не хранящий уст своих и душу свою губит, и ближнему наносит тяжкий вред. Первый претерпевает [только] телесный ущерб, а второй подвергает опасности свою душу. В одном случае вред причиняется единственному [человеку], а во втором – многим [людям]; и, хотя часто имеющий бесстыдный язык, осознав свою опрометчивость, [пытается] через раскаяние загладить свое прегрешение, однако оскорбленному [брату], воспринявшему пагубные помыслы, он внушает память о зле и науку зла, а тем самым соделывает его сердце обителью для диавола. Поэтому и пророк, зная, что падение вследствие [невоздержанности] языка является одним из самых тяжелых, призывает чад Церкви [к покаянию], указывает им путь к спасению и заповедует в качестве первого способа [достижения] добра иметь узду на языке и узы на устах. Он говорит, что, если хочешь обрести жизнь и //«дни благи, удержи язык твой от зла, и устне твои, еже не глаголати льсти»// [[old:ps:033:13|(Пс. 33:13–14)]]. Словом //«зло»// он запрещает всякие разнузданные речи и злословие, а словом //«лесть»// препятствует [проявляться всякому] лукавству и [обнаруживаться] его последствиям, то есть притворству, угодничеству, лжи и загадочным речам, которые незримо уязвляют брата. **//Слова о трезвении. Его же Слово о молчании.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Преткновение от земли лучше, нежели от языка. Итак, скоро придет падение злых** Поясняется 19–20 стихами. Все хорошо в свое время. И мудрое слово полезно тогда, когда оно уместно. Неразумный человек не понимает этого, и за свое непонимание подвергается уничижению. [<10>]