[<10>] ====== Толкования на Прем. Сираха 28:27 ====== ===== Свт. Амвросий Медиоланский ===== Ст. 27-29 **Смотри, огради владение твое терновником, свяжи серебро твое и золото, и для слов твоих сделай вес и меру, и для уст твоих - дверь и запор** **Владение** твое есть твой ум, **золото** твое есть твое сердце, **серебро** твое есть твоя речь: //«Слова Господни – слова чистыя, серебро, огнем испытанное»// [[old:is:11:07|(Ис. XI, 7)]]. Доброе владение – ум благой и драгоценно стяжание – человек чистый. Огради же это владение, окружи его размышлениями, укрепи (колючим) тернием, (а также) попечениями, дабы не напали на него и не забрали в плен неразумныя телесныя страсти, чтобы не вторглись опасныя влечения, дабы не расхитили виноград проходящие путем. Охраняй твоего внутренняго человека. Не пренебрегай и не гнушайся им, как малоценным, так как (на самом деле) это драгоценное владение: Поистине, драгоценно (оно), плод котораго не тленный и временный, а непреложный, – (это плод) вечнаго спасения. Возделывай же владение твое, чтобы у тебя были (тучныя) нивы. Внимательно следи (alliga) за твоею речью, чтобы она не переходила за черту умеренности (ne luxuriet), чтобы она не была легковесной (ne lasciviat), дабы многоглаголанием она не приумножала твоих (sibi) грехов. Пусть она будет сдержанной, не выходящей из свойственных ей границ, (потому что) разлившийся поток быстро накопляет грязь. Не давай воли (alliga) твоему чувству, чтобы оно не стало разслабленным и легкоподвижным, дабы не было сказано о тебе: //«Негде положить пластыря, ни елея, ни повязки»// [[old:is:01:06|(Ис. I, 6)]]. Трезвый ум имеет свою узду, которой руководится и направляется (в своих решениях). Пусть будет во устах твоих дверь, которая да запирается в благопотребное время и (притом) запирается (как можно) тщательнее, дабы кто не возбудил к гневу твой голос, и ты за оскорбление не заплатил бы оскорблением. Слышал ты читанное сегодня: //«Гневайтесь, и не согрешайте»// [[old:ps:004:05|(Пс. IV, 5)]]. Итак, если нам (и) придется разгневаться, – ведь гнев есть проявление нашей природы, а не воли (potestatis), – (однако) да не позволим выйти из наших уст злому слову, чтобы (через это) не впасть в грех. Пусть в словах твоих будет (сказываться) вес и мера, то есть, смирение; (не переступай же известной) границы, (если хочешь), чтобы язык твой находился в подчинении уму. Пусть он сдерживается поводами узды, пусть он имеет свои удила, которыя удерживали бы его в должных границах. Пусть он произносит слова, взвешенныя на весах правды (justitiae), чтобы в чувстве проявлялась строгость, в речи – сила и в словах – мера. **//Об обязанностях священнослужителей. Книга I.//** [<10>]