[<10>] ====== Толкования на Пс. 1:4 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** Следует противоположное состояние нечестивых. Выражено — сжато и сильно. //Не тако нечестивый, не тако.// Отрицается у нечестивых сказанное о жизненном доброплодии и благоуспешности благочестивых. Хоть они иногда кажутся цветущими; но эта цветучесть непрочна и тотчас разлетается и исчезает. По-еврейски: //не тако// — не повторяется. Иероним свидетельствует, что не только в еврейских кодексах, но и в LХХ стоит одно — //не тако//. Так и в Екзаплах //Оригена//, которые он читал в Кесарии. В нынешних изданиях LХХ сия частица повторительно стоит. Сирский перевод повторяет, а также и Арабский с Эфиопским. Синайский также повторяет. //Яко прах.// Как перед сим благочестивый уподоблен дереву, хорошо укоренившемуся, цветущему и плодному (в других местах пшенице); так теперь нечестивый уподобляется праху,— сухому, безжизненному, бесполезному,— легко развеваемому, так что его потом и не найдешь. Еврейское слово: //моц//, — означает, собственно, не пыль,— но плевелы, мякину или отруби, остаток от чистой пшеницы (см.: [[old:os:13:03|Ос. 13,3]]; [[old:is:41:15|Ис. 41,15]]). Плевелам, обреченным на сожжение, уподобляются грешники (см.: [[new:mf:03:12|Мф. 3,12]]; ср.: [[old:ps:034:05|Пс. 34,5]]; [[old:is:17:13|Ис. 17,13]]; [[old:iov:21:18|Иов. 21,18]]; [[old:dan:02:35|Дан. 2,35]]). Еврейское слово: //надаф// — сильно бросать, разметать, развевать так, что и следа не останется, что как исчезает дым (см.: [[old:ps:067:03|Пс. 67,3]]; ср.: [[old:is:41:02|Ис. 41,2]]). //**Толкование на некоторые псалмы.**// См. также Толкование на [[old:ps:001:03#svt_feofan_zatvornik|Пс. 1:3]] ===== Свт. Игнатий (Брянчанинов) ===== Ст. 4-6 **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** Не такое подобие для нечестивых! Не сравнивает их вдохновенный Давид с древами или с чем другим, имеющим свойство, признаки жизни! Другое, Другое для них сравнение! **Не тако, нечестивии, не тако**, воспевает царственный Пророк, **но яко прах, его же возметает ветр от лица земли**. Нечестивые! Вы - пыль безжизненная, поднятая вихрем бурным - шумной суетой мира - с лица земли, крутящаяся в воздухе, несущаяся густым, заслоняющим солнце, всю природу, облаком. Не смотри на это облако! Не верь обману очей твоих! Для них пустая пыль, ничтожная пыль ложно представляется облаком. Закрой на минуту глаза, и пролетит облако пыли, носимое сильным, мгновенным дыханием вихря, не повредив твоего зрения. Через минуту ты откроешь очи, посмотришь - где облако обширное? Поищешь его следа, и нет облака, нет после него никакого следа, нет никакого признака бытия его. Грозной песнью, грозными звуками продолжает Давид изрекать грозное, роковое определение на нечестивых. **Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных**. Нет участия для нечестивых в воскресении первом ([[new:otkr:20:start|Апок. 20]]), которое описал святой Иоанн в Апокалипсисе, в воскресении духовном, совершающемся во время земной жизни, когда прикоснется к душе вседетельный Дух и обновит ее в пакибытие. Воскресает душа, оживает в жизнь Божественную. Ее ум и сердце просвещаются, соделываются причастниками духовного разума. //Духовный разум - ощущение живота бессмертного// (Св. Исаак Сирин. Слово 38), по определению Духоносцев. Самый этот разум - признак воскресения. Так, напротив, плотское мудрование - невидимая смерть души ([[new:rim:08:04|Рим. 8:4]]). Духовный разум - действие Святого Духа. Он видит грех, видит страсти в себе и других, видит свою душу и души других, видит сети миродержителя, низлагает всякое помышление, взимающееся на разум Христов, отражает от себя грех, в каком бы видоизменении он не приблизился: потому что духовный разум - царство, свет Святого Духа в уме и сердце. //Не воскреснут нечестивии// для духовного рассуждения! Это рассуждение - //совет// одних //праведных//, их достояние. Оно неприступно, непостижимо для нечестивых и грешных. Оно - Боговидение, и только //чистии сердцем узрят Бога// ([[new:mf:05:08|Мф. 5:8]]). Путь нечестивых ненавистен Богу, столько чужд и мерзостен Ему, что Писание представляет Бога отвратившимся от него, как бы не знающим его. Напротив того, путь правды столько приятен Богу, что Писание говорит о нем: **Весть Господь путь праведных**. И точно, Он Един весть этот путь! - Блаженный путь! Ты приводишь к Богу! Ты сокровен в бесконечном Боге! Твое начало - Бог, и конец твой - Бог! Ты бесконечен, как бесконечен Бог. Путь нечестивых имеет грань, имеет горестный предел! Эта грань на краю глубокой, мрачной пропасти, вечного хранилища вечной смерти. И //погибнет// он - путь нечестивых - навсегда в этой страшной пропасти, приведши наперед к ней и погубивши в ней всех шествовавших им. **Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет**. //Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых//, не увлекается их образом мыслей, их нравственными правилами, их поведением, //но в законе Господни вся воля его//. Так воспевает небесный, чудный Певец: к святой вдохновенной песне его прислушивался пустынножитель. //**Аскетические опыты. Том II. "Блажен муж".**// ===== Прп. Исидор Пелусиот ===== **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** //Монаху, меняющему одно место на другое.// Нетвердых и подобных тебе, непостоянный, Пророк назвал **прахом, возметаемым от лица земли**. Ибо, если ты будучи насажден и напоен боголюбиво и утвержден безопасно блаженным Аммоном, и, как думаем, принеся плод, часто меняешь место жительства не ради научения, но ради более лакомой пищи, то можно ли кому достойно оплакать тебя, и себя губящего, и делающего негодными многих, по юности предоставляющих себе сообразное возрасту послабление? //**Письма. Книга I.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** **Не тако нечестивии, не тако** Усугублением отрицания яснее показывает противоположность. **но яко прах, его же возметает ветр от лица земли** Подвижники добродетели, орошаемые Божественными словесами, вечно зеленеют и приносят благовременный плод, а нечестивые, попираемые неприязненными духами, уподобляются праху, который удобно туда и сюда носится противными ветрами. ===== Евфимий Зигабен ===== **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** Таким образом побудивши к добродетели (обещанием) благ, он укрепляет борцов указанием несчастий, когда говорит: **Не тако нечестивии, не тако** То есть, не так как вышесказанный человек они возрастают и плод приносят, и наслаждаются другими благами. Чрез удвоение отрицания он утвердил запрещение. **но яко прах, его же возметает ветер от лица земли** Как налетевший ветер уносит пыль и рассеивает ее, так и противодышущие демоны (уносят) нечестивых. Лицем же земли нужно почитать поверхность ее. Оно же называется и хребтом (νωτα), потому что обременено бывает телами, находящимися на ней. Подобно и недрами земли называется глубина ее; нечестивыми же он называет здесь всех вышепоименованных, обобщая преждесказанное. Под нечестивыми могут разуметься иудеи, которые за непочтение Сына рассеяны дыханием проповеди священных апостолов. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** Пророк благополучие праведных утверждает чрез сравнение бедственнаго состояния нечестивых. Ибо, дабы кто не подумал, что оная благая всем суть общая, и от причин естественных, а не от промысла Божия происходят, сего ради прилагает: //не тако нечестивии, не тако//. Повторением отрицания совсем противное утверждая, и показуя, что праведные люди по множеству благодатныя влаги, аки древа, присно зеленеют и плод творят, нечестивые же, напротив того, быв лишени тоя благодатныя влаги, изсыхают, и на подобие легчайшаго праха, ветром возметаемаго, исчезают, и ниже следа по себе оставляют, погибая вечно купно с славою своею, богатством и пышностию. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-6 **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** Совершенно иначе нечестивый: он подобен мякине (**праху**), которую ветер при молотьбе подымает на гумне с земли (**от лица земли**) и перебрасывает (**возметает**) по земле [[old:is:17:13|(Ис. 17:13)]], между тем как зерно, не поддаваясь ветру, падает на гумно. Так как грешник не находится в союзе с Богом, то он не имеет постоянной поддержки (благодати); и так как он подобен мякине, то потому (**сего ради**) он не выдержит дуновения ветра Божественного суда [[old:ps:017:11|(Пс. 17:11)]]. Мучимый угрызениями совести [[old:prs:05:02|(Прем. 5:2]] и д.), он не может прямо стоять (**воскреснуть**) на суде, пред собранием праведников, свидетелей и присутствующих на этом суде (ср. [[new:1kor:06:02|1 Кор. 6:2)]]. Так должно быть; праведник должен стоять благоуспешно, нечестивый же погибнуть; потому что (**яко**) Бог знает поведение благочестивых и должен признать оное похвальным и заслуживающим награды; путь же грешников с такою же необходимостию оканчивается погибелью; ср. [[old:pr:05:05|Притч. 5:5]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-6 **Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет** //Нечестивые же будут отвергнуты Богом// Не таково положение нечестивых. Они, как "прах". Пыль, мякина, легко уносимая ветром; их внешнее положение неустойчиво и непрочно. Так как нечестивые проникнуты и живут не по заповедям Бога, то они не могут "устоять на суде" пред Ним и не могут быть там, куда собраны будут (//"в собрании"//) праведники, так как Господь //"знает"// (в смысле печется, любит), а потому и награждает поведение (//"путь"// - деятельность, ее направление) праведных, а нечестивых губит. В данных стихах нет точного указания, какой разумеется суд Бога - на земле ли, при жизни человека или после его смерти. Но в том и другом случае остается одинаковый смысл - Господь наградит только праведных. История еврейского народа представляет много фактов, показывающих, что и при земной жизни, когда Господь является судьей человека, Он карает нечестивых. Но так как землею не ограничивается существование человека, то и конечный суд над ним будет произведен в последний день, т. е. на страшном суде (ср. [[new:mf:03:12|Мф III:12]]; [[new:1kor:06:02|1 Кор VI:2]]). ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли** Да, **нечестивые не так**, как благочестивые, которые во всем, что ни предпринимают, что ни делают, имеют успех; потому что все делают с надеждой на помощь Божию. Как на корни дерева, посаженного при водных источниках, всегда изливается влага, и оно всегда зеленеет и приносит обильный плод, так и на труды и занятия благочестивого человека изливается благодать Божия, и труды эти всегда благоуспешны. Но дела **нечестивых** лишены благодатного Божия содействия и потому, **как прах, возметаемый ветром от лица земли**, дела эти уничтожаются и не приносят плода, не имеют никаких благотворных последствий. Потому что нечестивые не знают Бога и отказываются искать и познавать Его. Они, как фараон египетский, на представление Моисея и Аарона отпустить народ Божий в пустыню, отвечают: //«Кто такой Господь, чтобы я послушался голоса Его и отпустил Израиля? «Я не знаю Господа»// [[old:ish:05:02|(Исх. 5:2)]]. Они, по долготерпению Божию, пользуются часто всеми благами мира сего; а между тем, как написано в книге Иова, //они говорят Богу: «Отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему?»// [[old:iov:21:14|(Иов. 21:14–15)]]. Будучи безбожниками, они живут во грехе и предаются всем порокам, всем постыдным страстям [[new:rim:01:24|(Рим. 1:24–32)]]. Будучи сами злы и безумны, они преследуют верующих [[new:in:16:23|(Ин. 16:23)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]