[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им** **Живый на небесех посмеется им**, как совещавшимся на дело несмысленное. Ибо пригвожденный и преданный ими смерти, Сущий на небесах и все содержащий, тщетными и суетными соделывает их замыслы. Отец же Его и общий всех Владыка воздаст им должное наказание. **И Господь поругается им**, уничижит, возненавидит их и возгнушается ими. — **«Посмеется»** сказано вместо: возненавидит и отвратится. Тот, кто выше этих замышляющих, говорит Псалмопевец, посмеется или явит смешными замыслы их, так как они предпринимают неразумное. Ибо смех есть дыхание, выпускаемое чрез ноздри, в уничижение высокомудрствующих о себе. А говорится это с особенною настойчивостью, чтобы сильнее выразить справедливость осмеяния. И не только это испытают они, но подвергнутся и гневу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им** Доселе мы слышали квачущих лягушек и жужжащую саранчу (см.: [[old:is:40:22|Ис. 40,22]]). Время теперь нам обратить взор и внять Тому, против Кого направлены все эти шатания и замыслы. Он //живый// или //седяй на небесех//. Здесь не выраженное, но очевидно имевшееся в виду противоположение Его с теми, кои живут в домах глиняных, основанных на пыли и песке (см.: [[old:iov:04:19|Иов. 4,19]]), хоть они и цари земли (стих [[old:ps:002:02|2]]), противоположение им Того, Коего престол на небесах высочайших, пространнейших, блистательнейших, недосязаемых, Кто все земное объемлет и влиянием Своим все хранит, и поддерживает. Впрочем, хотя между мятущеюся мятежностью непокоривых властей и народов и между спокойным седением Бога на небесах есть противоположение, причем седение означает вместе и власть судьи и мздовоздаятеля (сличи: [[old:ps:009:08|Пс. 9,8-9]]), но смысл речи более выясняется от Еврейского: //иашаб// — пребывающий, живущий (ср.: [[old:ps:122:01|Пс. 122,1]]; [[old:ps:112:05|112,5-6]]; [[old:is:66:01|Ис. 66,1]]). Впрочем, это пребывание не означает ограничения местом, а скорее, всевластность и неизмеримую возвышенность над всем земным Бога, Который вездесущ, на все призирает, все блюдет и о всем печется (см.: [[old:ekl:05:01|Еккл. 5,1]]; [[old:ps:112:05|Пс. 112,5]]). //Посмеется.// Презирает неразумные их покушения, посмеется, как скипетр железный — над горшками глиняными. Это человекообразное выражение, означающее посрамление и обличение крайнего неразумия враждования, где, с одной стороны, сила не ограничена, могущая намерения свои без препятствия приводить в исполнение, с другой — ничтожность всесторонняя, хоть величающаяся и строящая вредные замыслы. (О таком посмеянии поминает Соломон (см.: [[old:pr:01:26|Притч. 1,26]]); и сам Давид в других местах (см.: [[old:ps:058:09|Пс. 58,9]]; [[old:ps:036:12|36,12-13]]). В других местах Бог изображается веселящимся о потреблении противящихся Ему (см.: [[old:vtor:28:63|Втор. 28,63]]; [[old:is:01:24|Ис.1,24]] и другое). Иногда посмевание означает безопасность, уверенность в ней или чувство ее (см.: [[old:iov:05:22|Иов. 5,22]]; [[old:iov:41:20|41,20-21]]). По другим, посмеваться — значит предавать посмеянию, как видят у [[old:is:14:04|Ис. 14,4]]. Также см.: [[old:ps:036:13|Пс. 36,13]]; [[old:pr:01:26|Притч. 1,26]]; [[old:ps:051:08|Пс. 51,8]]; [[new:otkr:18:19|Апок. 18,19-20]]; [[old:am:05:09|Ам. 5,9]]). //И Господь//, Коему покориться не хотят эти неразумные люди, тогда как Он есть основа и твердыня всего сущего, все содержит, Самодержец Сый. //Поругается им//, то есть крайнему предаст посрамлению, и не только тщетными соделает их замыслы; но самих подвергнет бедствиям и скорбям, какие они готовили почитателям Бога, так что никакого не встретят они сострадания, но повсюду будут окружены посмеянием и презрением. **Толкование на некоторые псалмы.** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им** **«Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается имь»**; потому что пригвожденный и преданный ими смерти, как сущий на небесах и все содержащий, соделает тщетными и суетными советы их. Отец же Его и Владыка всех предаст их достойному наказанию. ===== Евфимий Зигабен ===== **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им** Тут богохульствующие как бы останавливаются в своем богохульстве тем, что живущий на небесах Отец и Сын Господь всяческих по своему божеству представляются посмеивающимися и издевающимися над ними. Речь принимает тон усиленный для того, чтобы показать им и убедить в том, как они безрассудны были, что покушались на тщетное и невозможное, думая даже самого Господа, источника и начало жизни вечной [[new:in:03:16|(Иоан. 3, 16]]; [[new:in:05:26|5, 26]]; [[new:in:20:31|20, 31)]], умертвить, и что язычники избрали себе вместо Бога демонов, а Иудеи удовольствовались вместо истины призраком. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им.** Здесь доказывает Пророк, что цари, князи и народы тщетно трудятся противоборствовать закону Христову, как то я в начале Псалма сказал. Чего ради? Понеже де закон Христов от Бога есть, а Богу никто противиться не может. Впрочем прилично сказал: //живый на небесах,// дабы показать, что Бог над всеми есть, и вся видит, и потому весьма легко разрушит и разсыплет все советы и все козни их. Следующими за сим словами: //Господь посмеется и поругается им//, означает, что Господь силою Своею, ово чрез чудеса и знамения, ово чрез страдания мучеников, ово чрез обращение языков, ово чрез иные способы, единому Богу известные, так постыдит и посрамит их, что они подвержены будут посмеянию и поруганию всех: что и сбылось над ними, как мы видим. Ибо Синагога Иудейская, и языческое суеверие ныне у всех находится в посмеянии. Иудеи и язычники не имеют храмов и жертвоприношений. Цари их, гонившие церковь, все бедственно погибли. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 4-5 **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я** Но начинание возмутителей напрасно (//поучаются тщетным//); Царствующий на небе, т.е. Всевышний, Всемогущий, посмеется только над ними (презрение к их бессилию) и тотчас обратится (**тогда**) с гневным словом, которое и приведет их в смущение. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию своею смятет я** //"Живущий на небесах"// - по воле Господа и при непосредственно оказываемой Им помощи Давиду, это предприятие врагов вместо славы доставит им поругание и посмеяние, т. е. кончится неудачей, что действительно случилось и должно было случиться, так как враги вступали в борьбу с Богом, покровителем Давида, существом всемогущим. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 4–5 **Живый на небесех посмеется им, и Господь поругается им. Тогда возглаголет к ним гневом Своим и яростию Своею смятет я** Этими словами пророк выясняет, что цари, князи и народы тщетно, напрасно домогаются противодействовать закону Христову, потому что закон этот от Бога, а Богу кто может противиться? **Живущий на небесах**, Всевышний Бог, над всеми людьми верховный Правитель, Царь царствующих, все видит и все знает, а потому легко разрушит и рассеет все советы и все козни врагов Своих и отвергнет их от лица Своего [[new:mf:10:33|(Мф. 10:33]]; [[new:2tim:02:12|2 Тим. 2:12)]], **посмеется **и** поругается им**. Господь **возглаголал** потом **гневом Своим** (не словами возглаголал, а тяжкими казнями) сначала на иудеев, враждовавших против Христа и Его небесного учения и воздвигших гонение на учеников Его, св. апостолов, а потом и на язычников римлян, почти целых три столетия воздвигавших гонения на веру Христову и ее последователей. Гнев Божий, разразившийся на иудеев и славный город их – Иерусалим, вскоре (спустя 34 года) по вознесении Господа на небо, предсказан был Самим Иисусом Христом, когда Он незадолго до Своей крестной смерти, приближаясь по пути к Иерусалиму, заплакал о нем и сказал: «//Приидут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне, за то, что ты не узнал времени посещения твоего//» [[new:lk:19:41|(Лк. 19:41]]; [[new:lk:19:43|43–44)]]. Эти слова Иисуса Христа точно и буквально сбылись над преступным народом иудейским. Римское войско, по мановению Господа, напав на иудейскую землю, опустошило город Иерусалим, сожгло храм его, большую часть жителей предало смерти, а тех, которые избежали смертного поражения, захватило в плен и обратило в рабство. Такое поражение евреев привело всех //в смятение//. А впоследствии времени и сами язычники римляне, за гонение святой веры Христовой, были наказаны гневом Господним, допустившим нападение на них гуннов, потом вандалов и других полудиких народов, которые приходили с Востока, поражали и истребляли римлян, как прежде того они сами – евреев. Таким образом исполнилось пророческое слово псалмопевца о посмеянии и поругании Господа над нечестивыми царями и народами и о жестоком наказании их гневом Господним. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]