[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:8 ====== ===== Свт. Феофан Затворник ===== Ст. 8-9 **проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я** В следующих 8-9-м стихах изображается та же небесная картина. Речь продолжается от Лица Сына. В ней возвещается Божие определение, в силу коего Мессии отдаются в наследственное владение (κληρονομιαν) все языки и вся земля, и Он может грозно карать и истреблять непокорных. Предвечное Божие определение исполнилось во времени. Как предвечный Сын Божий, Бог Слово обладает, как и Отец, вечною славою и равным могучеством, но, как Богочеловеку, как Мессии, //дадеся Ему всяка власть// по воскресении (см.: [[new:mf:28:18|Мф. 28,18]]; ср.: [[new:fil:02:09|Флп. 2,9-10]] и другое). **Толкование на некоторые псалмы.** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли** Ибо, как Бог, Он Творец всего: //«вся Тем быша, и без Него ничтоже бысть»// [[new:in:01:03|(Ин. 1:3)]]; и: //«Тем создана быша всяческая видимая и невидимая»// [[new:kol:01:16|(Кол. 1:16)]]. А если Он – Владыка и Творец всяческих; то Он – Владыка и Господь сотвореннаго Им. Впрочем, и по естеству будучи Владыкою, как Бог, приемлет владычество над всем, как человек. И поелику древле промышлял, по-видимому, только об Иудеях, как сказано: //«и бысть часть Господня людие Иаков, уже наследия его Израиль»// [[old:vtor:32:09|(Втор. 32:9)]]; народ же иудейский отвержен, как ни мало не воспользовавшийся Божиим о нем попечением; то справедливо промыслительность Свою обращает на язычников не как нерадевший о них древле, но как исполняющий Моисеево пророчество; потому что Моисеево это изречение: //«возвеселитеся языцы с людми Его»// [[old:vtor:32:43|(Втор. 32:43)]]. Можно найти и событие, соответствующее пророчеству. Ибо уверовавших из Иудеев, не двенадцать только Апостолов, но семьдесят учеников, и тех сто двадесять собранных вкупе, к которым обращал речь Свою блаженный Петр [[new:act:01:16|(Деян. 1:16)]], и тех пятьсот, которым Господь по воскресении, по словам божественнаго Павла, явился в одно время (1Кор.15:6), и те три тысячи, и те пять тысяч, которых мрежею своей проповеди уловил верховный из Апостолов [[new:act:02:41|(Деян. 2:41]]; [[new:act:04:04|Деян. 4:4)]], и те многия тмы, о которых говорил великий Иаков: //«видиши ли, брате, колико тем есть Иудей веровавших»// [[new:act:21:20|(Деян. 21:20)]], всех этих и сверх того всех Иудеев уверовавших в целой вселенной, наименовав людьми святыми, и чрез них уловив все народы, Господь исполняет пророчество, в котором сказано: «веселитеся языцы с людми Его», а сверх того исполняет и собственное Свое проречение, которое изрек Иудеям, сказав: //«и ины овцы имам, яже не суть от двора сего: и тыя Ми подобает привести. И глас Мой услышат: и будет едино стадо, и един пастырь»// [[new:in:10:16|(Ин. 10:16)]]. Сие сказано и в настоящем псалме: **«проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли»**. Но мне приходит на мысль плакать о неверии Иудеев, которые, слыша пророчество, ясно упоминающее о концах земли, и зная, что, кроме единаго происшедшаго от Давида по плоти Владыки Христа, ни один из царей их не приобретал такого владычества, слепотствуют очами ума своего, изрекающее о сем пророчество //«осяжут яко слепии стену, и яко суще без очес осязати будут»// [[old:is:59:10|(Ис. 59:10)]]. Потому и угрожает им пророческое слово: ===== Евфимий Зигабен ===== **Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли** **Проси от Мене, и дам Ти языки достяние Твое** Так как Христос по плоти принадлежал к роду Иудеев, и потому прежде всего обратился к ним с проповедью благовестия, как своим единоплеменникам; но когда они не приняли Его, то Он естественно обратился потом к племенам языческим, побуждаемый к тому и волею Отца, чтобы Он избрал Себе язычников в наследие. И действительно, Сыну Божию, как приобщившемуся плоти и крови [[new:evr:02:14|(Евр. 2, 14)]] человеческой, подобало и в человечестве вообще принять участие. **И одержание Твое концы земли** то есть, и власть наследия Твоего прострется до пределов земли. Так оно и сбылось; ибо Слово Евангельское пронеслось по всей земле и во все концы вселенной [[old:ps:018:05|(Пс. 18, 5]]; [[new:mf:24:14|Мф. 24, 14]]; [[new:mf:10:18|10,18)]]. И сам Отец предлагает Сыну, чтобы Он просил Себе сего наследия, в изявление своего благоволения и желания восстановить все падшее человечество. И Сын естественно ходатайствует об этом пред Отцем, так как Он нас ради человек и нашего ради спасения вочеловечился, и, став Богочеловеком, соделался Посредником между Богом и человеками. Итак да устыдятся и усрамятся Иудеи, не находящие лица, к кому бы могли быть приспособлены эти слова. Ибо кто, кроме Христа, стяжал такую могущественную власть? ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **проси от Мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли:** Изречение преясное, ибо Отец вещает к Сыну аки бы тако глаголя: Христе, Сыне Мой единосущный! понеже Ты волею Моею и воплотился еси, и пострадал, и из мертвых воскресл: сего ради по справедливости можеши просити владычества над всеми языки и над всею землею, даже до последних концев ея, яко собственнаго достояния Твоего, по всем правам Тебе принадлежащаго. Здесь заметить должно следующия два обстоятельства: первое – имя //достояние// в Священном Писании берется за собственность, или за всякую вещь, в наследство достающуюся. И понеже наследство, собственно так называемое, у Евреев обыкновенно разделяемо было между братьями большею частию жребием, а разделенныя части измеряемы были вервием, или ужами, для того в Писании за одно и то же берутся сии слова: достояние, часть, жребий, уже, наследие; а часто и два из сих имен полагаются совокупно в одном месте, например: //Господь часть достояния моего// ([[old:ps:016:05|Пс. 16:5]]). И паки: //и бысть часть Господня, людие его Иаков: уже наследия его Израиль// ([[old:vtor:32:09|Втор. 32:9]]). Таким образом, и в сем месте нарицаются все языки достоянием Христовым, поелику поставлен есть Царем и обладателем всего мира, что явствует из оных слов: //и одержание Твое концы земли//. Во-вторых, примечать надлежит, что сии слова разуметь должно наипаче о духовном царстве Христове, сиречь о Церкви, разсеянной по всей вселенней. Итак, сущность слов есть та, что Христос поставлен есть Царь над Сионом, сиречь, над народом Господним: но сие царство не ограничивается одними пределами Иудеи или Палестины, как царство Давидово и Соломоново, но распространяется на все народы и объемлет вся царствия мира сего, по пророчеству Даниила, предсказанному во 2‐й главе. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли** См. Толкование на [[old:ps:002:07#ep_irinej_orda|Пс. 2:7]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 8-9 **проси от мене, и дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли: упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я** Давиду обещается Богом расширение власти над всей землей, враги же его пред ним будут так же бессильны, как слабы глиняные сосуды пред железной палкой. "Жезл" - посох, как необходимая принадлежность пастухов. Под посох они для счета пропускали овец, и посох в их руках служил знаком их власти над стадами. "Железный" посох служит образом несокрушимости этой власти. Так как псалом написан по поводу восстания на Давида врагов, то под сокрушением здесь нужно разуметь гибель тех, кто восстанет на него. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли** См. Толкование на [[old:ps:002:06#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 2:6]] [<10>]