[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:11 ====== ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** Что же значит: **«работать Господу со страхом»**? Значит: исполняя всякую заповедь, совершать это со страхом и трепетом, возносить молитвы с сокрушенным сердцем и смирённым умом. И не только **«работать со страхом»**, но и **«радоваться с трепетом»** повелевает Дух Святый чрез пророка. Так как исполнение заповеди обыкновенно доставляет радость упражняющемуся в добродетели, то и ей, говорит он, надобно предаваться со страхом и трепетом, чтобы нам, забывшись от бесстрашия, не погубить трудов и не оскорбить Бога. Но как возможно, скажешь, радоваться с трепетом? Эти два чувства не могут быть вместе в одно и тоже время, будучи весьма различны между собою. Радость есть удовлетворение желаний, наслаждение приятным, забвение неприятного; а страх есть преувеличение ожидаемых бедствий и происходит в отчаивающейся совести. Как же можно **«радоваться... со страхом»**, и не просто со страхом, но и **«с трепетом»**, который есть усиленный страх и знак великого беспокойства? Как, скажешь, это может быть? Этому научают тебя серафимы, которые самым делом исполняют такое служение. Они наслаждаются неизреченною славою Создателя и созерцают непостижимую красоту, – не говорю, какова она по самому существу своему (потому что она непостижима, незрима, невообразима, и нелепо было бы так думать о ней), но сколько они могут, сколько они в состоянии просвещаться этими лучами. Они постоянно служат вокруг царского престола, пребывают в постоянной радости, в вечном веселии, в непрестанном удовольствии, восхищаясь, ликуя, неумолчно славословя. Стоять пред лицом этой славы и просвещаться происходящим от нее светом, это – их радость, восторг, веселие, слава. Может быть, и вы несколько почувствовали удовольствие и в вас пробудилось желание этой славы. **//Беседа 1-я на слова пророка Исаии.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** 6) **«Служите Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом»**. Ибо //«страх Господень есть начало премудрости»// [[old:pr:01:07|(Притч 1:7)]]. Уразумейте силу пришествия Христова в мир. Он от Отца Своего Небесного послан в мир, чтобы спасти мир: //«пришел взыскать и спасти погибшее»// [[new:mf:18:11|(Мф. 18:11)]]. Тогда, помышляя о своем состоянии, ужаснетесь и, рассуждая о Его величестве и своем не достоинстве, с радостью шею вашу под иго Его святое и благое преклоните. Уразумейте, что быть в царствии Его — это блаженство, и Ему, как благому и милостивому Господу и Царю, служить — пресладко и радостно; а вне царствия Его быть и Ему не служить есть окаянство, бедствие и погибель. Ибо, кто вне царствия Его находится и Ему не служит, тот иго сатанинское влечет и ему грехами и прихотями служит. Непременно всякий живущий на земле или в царствии Христа находится и Ему служит, или вне царствия Его и служит дьяволу. Чью волю и повеление творит, тому и служит. Сладко и радостно Христу, Царю Небесному, служить. Мерзко же и бедственно служить дьяволу, князю тьмы и богу века сего, который разум рабов своих ослепляет и влечет их за собой в погибель вечную. **«Служите же Господу со страхом, и радуйтесь Ему с трепетом»**, — увещевает Дух Святой через раба Своего. Свергните с шеи вашей тяжкое иго сатанинское и возьмите иго Христово на себя, //«ибо иго»// Его //«благо и бремя»// Его// «легко»// [[new:mf:11:30|(Мф. 11:30)]]. 7) Это отеческое увещание касается не только тех людей, которые Христа, Сына Божия, в мир пришедшего, не принимают и учению Его святому противятся, как-то: идолопоклонники, магометане, жиды, и прочие им подобные, но и тех, которые именуются христианами, учение Христово принимают, и имя Его святое исповедуют, но жизнью и нравами своими противятся Ему, и делами своими //«отрекаются»// от Него, //«будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу»// [[new:tit:01:16|(Тит. 1:16)]]. Ибо не только тот противится Христу, кто учения Его не принимает и не признает Его за Христа, Спасителя мира, но и тот, кто воли Его и заповедей Его не исполняет, и противно учению Его святому живет, не делает того, что Христос повелевает. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 3.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** См. Толкование на [[old:ps:002:10#svt_feofan_zatvornik|Пс. 2:10]] ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** //Что означают слова псалма: **Служите Господу со страхом и ликуйте с трепетом**, и как
 возможно в одно и то же время и трепетать, и 
ликовать? И почему Давид в XVIII псалме говорит:
 **Страх Господень чист, пребывает вовек** //[[old:ps:018:10|(Пс. 18,10)]]//;
 а Иоанн говорит: **Любовь изгоняет страх** //[[new:1in:04:18|(1 Ин. 4:18)]]//, и, если страх изгоняется, то как пребывает?// Страх бывает двух видов: один — из-за проступков, а
 другой — по достоинству того, что любимо. Страх из-
за проступков любовь устраняет, а страх по достоинству
 того, что любимо, сохраняет. Ликование есть радост
ное настроение по причине обретения чего-либо, а ве
селье — наслаждение обретенным. ===== Прп. Амвросий Оптинский ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** А что значат слова: **и радуйтеся Ему с трепетом**, объясняет святой Иоанн Лествичник: "Отвергай рукою смирения, как недостойный, приходящую радость, да не обольстившися ею, волка вместо пастыря приимешь". Простее сказать, при ощущаемой радости должно остерегаться, чтобы не впасть в прелесть вражию. Как удержать в этом святую средину, должно всегда помнить совет преподобного Марка Подвижника: "Добро есть на таковая не взирати прелести ради, ниже проклинати истины ради, но вся упованием приносити Богови: Той бо весть обою полезное". Также помнить предостережение Григория Синаита в последней или 7-й главе "О безмолвии" в "Добротолюбии": "Что сотворит кто, егда преобразуется бес во ангела светла". **//Письма.//** ===== Прп. Серафим Саровский ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** Человек, решившийся проходить путь внутреннего внимания, прежде всего должен иметь страх Божий, который есть начало мудрости. Пусть будут в уме его всегда напечатлены сии пророческие слова: **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему со трепетом**. Он должен проходить путь свой с крайней осторожностью и благоговением ко всему священному, а не небрежно. В противном случае опасаться должно, чтобы не отнеслось к нему сие страшное определение Божие: //Проклят [человек] творяй дело Господне с небрежением// [[old:ier:48:10|(Иер. 48, 10)]]. //**Поучения.**// //**Вопросы и затруднения.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом** Ибо должно не на одно человеколюбие надеяться, но веселясь и радуясь о спасении, страшиться и трепетать соединеннаго с человеколюбием правосудия. Ибо сказано: //«мняйся стояти, да блюдется, да не падет»// [[new:1kor:10:12|(1 Кор. 10:12)]]. Когда, имея страх владычний, будем делать, чтò должно, больше причин к веселию будем иметь в сделанном нами; потому что приобретем благую совесть, которая доставит нам великую радость. Сказано же: //«с трепетом»//, то есть, с сокрушением, чтобы радость Божия не превратилась в радость мирскую. ===== Евфимий Зигабен ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** **Работайте Господеви со страхом** Так как вы уже ведаете и понимаете,—говорит далее к ним,—что Христос есть и Бог и праведный—неусыпный судья и мздовоздаятель, и что вы, как стяжание Его, почтены титлом Его наследников; то вам остается теперь, обуздавши свои страсти и приведши в надлежащее устройство образ своей жизни, служить Ему со страхом, как Господу: ибо где страх Божий, там и заповедей Его исполнение. **И радуйтеся Ему с трепетом** И служа, радуйтесь Ему, как Спасителю и Ходатаю своему. Так и Апостол говорит: радуйтеся о Господе; и паки реку, радуйтеся [[new:fil:04:04|(Филип. 4,4)]]; но однако же эта радость ваша да будет не без трепета. Радуйтесь с упованием и вместе трепещите за грехи; ибо суд Его праведен и нелицеприятен, от котораго никто не укроется. ===== Евагрий Понтийский ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** Если только в несчастиях ты вспоминаешь о Судии и о том, сколь грозен и неподкупен Он, то ты еще не научился **работать Господеви со страхом и радоваться Ему с трепетом**. Знай, что в духовных отрадах и праздниках Ему должно служить с большим благоговением и трепетом. //**Главы о молитве.**// ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему со трепетом.** Чудным образом соединил любовь со страхом: ибо глагол //работайте// свойствен есть рабам боящимся, а слово //со страхом// означает почтение сыновнее или любовь, в каком разуме положено и у Пророка Исаии, в главе 11, ст. 3, где так сказано о Христе: //исполнит Его дух страха Божия// ([[old:is:11:03|Ис. 11:3]]). Во Христе же не было страха рабскаго, но почтение сыновнее, которое иначе любовию нарицается, и повсюду в Писании берется за страх сыновний. Аки бы сказал: //работайте Господеви//, но работою свободною, сынам свойственною. Следующия за сим слова: //и радуйтеся Ему с трепетом// означают одно и то же, но с переменою порядка и слов. Ибо в первой части стиха положил в глаголе страх рабский, а в имени любовь сыновнюю; в последней же, напротив того, в глаголе положил радость сына любящаго, а в имени трепет раба боящагося. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся Ему с трепетом** См. Толкование на [[old:ps:002:10#ep_irinej_orda|Пс. 2:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** См. Толкование на [[old:ps:002:10#lopuxin_ap|Пс. 2:10]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Работайте Господеви со страхом, и радуйтеся ему с трепетом** См. Толкование на [[old:ps:002:10#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 2:10]] [<10>]