[<10>] ====== Толкования на Пс. 2:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань** **Приимите наказание**, то есть, учение евангельское. **И погибнете от пути праведнаго**, — Пути сказавшего о Себе: //Азь есмь путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14, 6)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися Нань** 1) **Блаженными** пророк святой называет тех, которые сердечной верой признают Сына Божия за своего Искупителя и Спасителя и на Него всю свою надежду полагают. Об этом сказано в Писании: //Вот, Я полагаю в основа­ние на Сионе камень, – камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержден­ный: и верующий в Него не постыдится// [[old:is:28:16|(Ис. 28:16]]; [[new:1pet:02:06|1 Петр. 2:6)]]. Это Тот Камень, о Котором написано: //Камень, Которым пренебрегли стро­ители, Сей Камень стал краеугольным: от Гос­пода было сие, и есть дивно в очах наших// [[old:ps:117:22|(Пс. 117:22-23)]]. Кто на этом Камне утверждается надеждой своей, тот, даже если пойдет дождь, и разольются реки, и подуют ветры, и устре­мятся на него, – не падет [[new:mf:07:25|(Мф. 7:25)]]. Ибо твердое и непоколебимое основание поло­жил, так что и врата ада не одолеют его [[new:mf:16:18|(Мф. 16:18)]]. Поэтому //лучше надеяться на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели уповать на князей// [[old:ps:117:08|(Пс. 117:8-9)]]. Испытал это на себе пророк и псалмопе­вец сей и благодарно восклицал: //Все народы окружили меня, но именем Господним я вос­противился им. Со всех сторон окружили меня, но именем Господним я воспротивился им. Окру­жили меня, как пчелы соты, и яростью пылали, как огонь в тернии, но именем Господним я вос­противился им. Низринутый, я готов был упасть, но Господь поддержал меня// [[old:ps:117:10|(Пс. 117:10-13)]]. Видишь, как он именем Господ­ним, как щитом, защищался от врагов, и в са­мой последней и крайней беде не оставил его Господь. **Блаженны все надеющиеся на Него!** 2) Надежда испытывается неблагополучи­ем и бедствием. Тут становится известно, кто на кого надеется, на Христа ли Бога, или на что иное. Тот истинно и сердечно надеется на Христа, кто в неблагополучии не отступает от Него надеждою, но к Нему прибегает и помо­щи просит, и хотя медлит с помощью Помощ­ник его, однако неизменно ожидает помощи от Него, помышляя, что верен Обещавший по­мощь. А кто в неблагополучии, оставив Хрис­та, к созданию, то есть человеку, богатству, че­сти и прочему уклоняется и оттуда помощи ищет, тот никакой надежды не имеет на Него, хотя устами и исповедует свою надежду на Него. Ибо надежда неотступна от своего ос­нования, на котором утверждается, и позна­ется не в счастье, но в несчастье, и на сердце, а не на устах имеет место, как и вера, и всякая добродетель. А чего на сердце нет, того и в са­мой сущности нет. Поэтому неотлучным от надежды должно быть терпение, которое вся­кое приключившееся бедствие преодолевает и ожидает или избавления, или облегчения в бедствии. Вера, надежда и терпение неразлучны. Ве­ра видит и признает своего Помощника и Из­бавителя Христа. Надежда на Нем утвержда­ется и просит помощи и избавления от Него. Терпение ожидает Его, хотя и медлит Он, и не отступает от упования. Потому увещевает Псаломник: //Мужайтесь, и да крепится сердце ваше, все уповающие на Господа// [[old:ps:030:25|(Пс. 30:25)]]. И еще: //Потерпи Господа, мужайся, и да крепит­ся сердце твое, и потерпи Господа// [[old:ps:026:14|(Пс. 26:14)]]. Ибо **блаженны все надеющиеся на Него**. 3) Наибольшее и тягчайшее искушение бывает надежде, когда мысли смущают душу и хотят лишить ее надежды спасения и в отча­яние ввергнуть. Бывает, что помыслы говорят человеку в сердце его: //Нет спасения ему в Бо­ге его// [[old:ps:003:03|(Пс. 3:3)]]. Это дьявольское коварство и стрелы его разожженные, которые он мечет на верную душу и хочет у нее отнять сокрови­ще вечного спасения. Тут особенно человеку должно терпеть, мужаться, крепиться и пре­одолевать надеждою кознь вражескую, и не­движимым быть в надежде, и помнить слово утешительное: **Блаженны все надеющиеся на Него**. И еще: //Верующий в Него (во Христа), не постыдится// [[new:rim:10:11|(Рим. 10:11)]]. 4) Если **блаженны все надеющиеся на Него**, как и воистину блаженны, то окаянны и бед­ны все надеющиеся на человека, на князей, на вельмож, славных и сильных, на силу свою, честь и сан свой, на богатство, на дела свои и благочестие, и все прочее, что есть кроме Христа. Все таковые имеют надежду ложную, ибо надежда их не имеет твердого и непоколебимого и известного основания и непременно должна пасть, поскольку основа­ние ее гнилое. И потому все таковые посты­дятся, ибо они подобны //человеку безрассудно­му, который построил дом свой на песке; и по­шел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое// [[new:mf:07:26|(Мф. 7:26-27)]]. 5) С другой стороны, было бы бесстыдно человеку надеяться на Того, Которого он не­престанно прогневляет и огорчает грехами против совести. Надежда, как и вера, любит в доброй совести почивать, а от злой совести убегает, и таковой устами только надеется, а в сердце надежды не имеет. Какой надежде быть там, где совесть, раздраженная грехами, непрестанно судом Божиим грозит? Надежда в спокойной совести, упокоенной от грехов, жилище свое имеет. Не говорится здесь о таких, которые прежде грешили против совести, но, перестав грешить, каются и ищут милости у Бога. Час­то и их совесть смущает за сделанные грехи, но таковым должно утвердиться в надежде своей, ибо Бог судит не тех, кто согрешил – ибо все грешники: //все согрешили и лишены славы Божией// [[new:rim:03:23|(Рим. 3:23)]], – но судит тех, кто согрешил и не покаялся. Поэтому должно им вспоминать утешительное слово: **Блаженны все надеющиеся на Него**. Ибо и для них Хрис­тос – Спаситель, Искупитель, Избавитель, Защитник и Жизнь, ибо Он пришел //спасти грешников// [[new:1tim:01:15|(1 Тим. 1:15)]]. Говорится же выше о таких, которые в непокаянии пребывают и не перестают грешить. Таковых как вера, так и надежда суетна. Поэтому говорит пророк: //Уповай на Господа, и делай добро// [[old:ps:036:03|(Пс. 36:3)]]. Ви­дишь, что, уповая на Господа, должно и добро делать. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 4.//** ===== Свт. Феофан Затворник ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися Нань** См. Толкование на [[old:ps:002:11#svt_feofan_zatvornik|Пс. 2:11]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань** **"Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибните от пути праведнаго"**. Ибо для совершенства не достаточно одно приобретение Боговедения, но надобно упражняться и в деятельной добродетели, прилепившись к которой, пойдете путем непогрешительным. **«Егда возгорится вскоре ярость Его, блажени вси надеющиися нань».** Ибо во время суда, когда пороки ваши, подобно удобовозгарающемуся веществу, как огнь воспламенят Божественный гнев, будете вы вдали от пути праведных, неся наказание за то, в чем согрешили во время сей жизни. Но истинно и твердо возложившие упование на Бога приимут тогда плод надежды – блаженство. Ибо Пророк говорит: **«блажени вси надеющиися нань»**. Если подвижники добродетели ублажаются и в настоящей жизни, тем несомненнее приимут блаженство в тот день, в который жившие в лукавстве привлекут на себя Божий гнев. ===== Евфимий Зигабен ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань** **Приимите наказание** Этими словами выражает Пророк усиление того, что выше сказал в стихе 10-м: образумьтесь, умудритесь не как-нибудь, но совершенно и окончательно, выражаясь здесь метафорически, как бы крепко держа что—либо в сжатом кулаке. **Да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго** //Путем праведным// называет определенный образ жизни праведных; ибо у евреев путь имеет различные значения, смотря по тому, по какому кто пути ходит. **Егда возгорится вскоре ярость Его** А этим указывает он на день суда. При том выражением вскоре обозначает неотложность его. Теперь же хотя и являет иногда Господь гнев свой над грешниками, но тут же смягчает и долготерпит, уступая место их покаянию. **Блажени вси, надеющиися на Него** Блаженны те, кои пренебрегают земными благами; а всю надежду свою, все упование возлагают на Господа. Некоторые утверждают, что этот псалом есть продолжение предыдущаго, так что оба они вместе составляют один псалом, и на этом основании делают в конце подходящее к обоим псалмам—как одному замечание, что блаженный Давид как начал блаженством, так и окончил блаженством. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися нань.** Сие место с Еврейскаго некоторые переводят: //лобзайте Сына//, иные – //поклонитеся Сыну//, иные – //поклонитеся чисто//, иные – //приимите чистоту//: с чем удобно согласить можно и перевод седмидесяти толковников. Ибо принимать наказание то же есть, что и принимать чистоту учения Христова, равно как и лобзать Сына, или покланяться Сыну, то же есть, что принимать наказание, или учение Его. Сущность слов состоит в том, дабы цари не токмо исправили разум и сердце, приняли наказание и поработали, как сказано выше; но чтоб и с великим усердием сие сотворили, дабы навсегда осталось в них то наказание, от котораго зависит доброе расположение сердца. Ибо глагол: //приимите//, по силе Еврейскаго знаменования, не просто означает принять, но с великим жаром восхитить, обнять и крепко удержать, так, как кто объемлет, целуя, любезную особу. За сим присовокупляет причину, чего ради творить сие нужно, глаголя: //да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго//. То есть: приимите наказание, да не когда Господь, Ему же подобает повиноватися со страхом и трепетом, прогневается на вас, яко на нечестивых и непокоривых, и вы погибнете от пути праведнаго, когда Господь восхитит вас посреде течения вашего. Следующия за сим слова: //егда возгорится вскоре ярость Его//, означают день страшнаго суда Божия, вскоре приити могущаго: //ибо и тысяща лет пред очима Его яко день вчерашний, иже мимо иде// ([[old:ps:089:05|Пс. 89:5]]); ниже может нарещися долговременным то, что конец имеет. Из всего вышереченнаго заключает Пророк, сколь есть добро и полезно любить Господа, и Ему от всего сердца работать. Ибо в день страшнаго суда, который, может быть, не далече отстоит от нас, одни токмо те могут иметь благую надежду, которые такими явятся. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его: блажени вси надеющиися нань** См. Толкование на [[old:ps:002:10#ep_irinej_orda|Пс. 2:10]] ===== Лопухин А.П. ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиися Нань** См. Толкование на [[old:ps:002:10#lopuxin_ap|Пс. 2:10]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Приимите наказание, да не когда прогневается Господь, и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость его: блажени вси надеющиеся Нань** Как этот последний, так и предыдущие два стиха псалма составляют уже речь самого псалмопевца, обращенную в виде наставления к тем же царям, князьям и народам земным, восставшим на Господа и на Христа Его. Таким образом, по объяснению св. отцов, в этих последних словах псалма заключается такое наставление пророка: «Вразумитесь, цари и народы, и покайтесь; примите Евангельское учение Христово и исправьтесь, чтобы не прогневался на вас Господь, Сын Божий, и чтобы вам не погибнуть в вашем заблуждении, вне пути праведного, ведущего ко спасению. Если не вразумитесь и не исправитесь, то далеки будете от Христа, Который есть //путь// [[new:in:14:06|(Ин. 14:6)]] правды и спасения; и когда настанет суд Божий, воспламенится **ярость Его** (а это может случиться скоро), тогда вы **погибнете**. Если же уверуете в Господа, вразумитесь Его Божественным учением, покаетесь и будете иметь надежду на Него, то получите спасение и наследуете вечное блаженство: блажени вcи **надеющиеся Нань**. «Блажен, кто назидает ближнего страхом Божиим и не обольщает души своей, ежечасно боясь железного жезла великого Пастыря. Блажен, кто любит воздержание по Богу и за чрево свое не подвергается осуждению, как сластолюбец и нечистый; ибо таковой возвеличен будет о Господе. Блажен, кто бодрствует в молитвах, чтении и добрых делах; он просветится и не уснет в смерть. Блажен, кто имеет надежду не на человека, но на Господа, Грядущего паки со славою многою судить вселенную в правде, потому что будет он как древо, растущее при водах, и не перестанет приносить плод» (Псалтирь св. Ефрема Сирина). //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]