[<10>] ====== Толкования на Пс. 3:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** **Несть спасения ему в Бозе его**, то есть, Бог его не спасет его. Ибо смотрели только на соделанный им грех, не зная покаяния его. А это ясно показывает, что псалом говорится о Давиде. Ибо восставать собственно говорится о тех, которые прежде были в подданстве, а потом предприняли войну. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== Ст. 3-4 **мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** Верному, а особенно такому, который в грехах пребывал и благодатью Божией от них отстал и кается, сатана часто вкладывает злые помыслы, поминая ему прежние грехи, и ими совесть его утесняет, говоря: «Перестань веровать, будешь осужден. Столько и столько ты согрешил, Бога Праведного, Который всем воздает по делам, прогневал. На что тебе надеяться, кроме одного мучения?» (Прп. Макарий Египетский, Беседа 11). И так злой и коварный дух хочет привести кающегося к отчаянью. В таком случае можно злому духу отвечать: «Ты клеветник, и уже осужден, а не судья; суд же предан Христу, Который пришел в мир грешников спасти, в Которого и я верую, и надеюсь благодатью Его спастись». И должно к молитве обратиться и утвердить себя Божиим милосердием, которого никакой грех победить не может. Сколько бы грехов ни было у кого, и как бы велики ни были, – у Бога милосердия еще более. Ибо как Сам бесконечен, так и милость Его бесконечна. И Христовы заслуги, которыми нам, верующим в Него, милость, благодать и отпущение грехов у Отца Небесного заслужил, также бесконечны, как и Божественны. Этим человеколюбием Божиим утешай себя, кающаяся душа, и благодатью Божией и молитвой стой в вере. Только тем непременно следует в аду с дьяволом вечное осуждение, которые не хотят каяться и от грехов отстать. А отставшим от грехов и кающимся отверсты двери милосердия Божиего. **//Об истинном христианстве. Книга II.//** ---- Видишь, что много было у него врагов и гонителей, которые его считали отчаянным и отверженным от Бога: **Нет спасения ему в Бо­ге его**. 2) Он же не так, как враги его, о себе дума­ет, но Господа называет заступником своим и славой своей: **Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя**, – чем веру сердечную в Бога пока­зывает, и с дерзновением к Нему торжествует, говоря, что Бог не отринул его от Себя, но и заступается за него и прославляет его, и воз­носит смирившуюся главу его: **Но Ты, Господи, заступник мой, слава моя, и Ты возносишь главу мою**. И далее прибавляет: //Не убоюсь множест­ва людей// (многотысячных врагов), //со всех сто­рон нападающих на меня//, и прочее [[old:ps:003:07|(Пс. 3:7)]]. 3) Видим, что мир неправильно рассужда­ет о судьбах Божиих: ибо о том, кто Божиим попущением в напастях и гонении находится и так Господом наказывается, мир неразумно полагает, что он оставлен и отвержен от Бога: **Нет спасения ему в Боге его**; //Бог оставил его// [[old:ps:070:11|(Пс. 70:11)]]; //где Бог твой// [[old:ps:041:11|(Пс. 41:11)]]? Но про­тивно тому Писание Святое учит. Оно гово­рит: //Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает// [[new:evr:12:06|(Евр. 12:6)]]. 4) За кого Бог заступается и защищает, то­го и многие тысячи врагов победить не могут, даже весь свет и все дьяволы ничего не до­стигнут, ибо Бог несравненно сильнее всех и Его всемогущей силе все повинуются и трепе­щут, потому и говорит Давид: **Ты, Господи, за­ступник мой... Не убоюсь множества людей, со всех сторон нападающих на меня**. 5) Учимся в напастях и гонениях ни к че­му иному, как только к единому Богу прибе­гать и просить помощи и заступничества у То­го, Который Сам попускает на нас напасти и потому может или облегчить нашу скорбь, или избавить. 6) Учимся тому, что вере свойственно, то есть Бога иметь и нарицать от сердца своим заступником, и прочее, и ни к чему иному, как только к Нему единому во всяких нуждах прибегать. Хотя Бог есть заступник всех вер­ных, но Давид святой говорит к Нему: **Ты, Господи, заступник мой**. Так и каждый, истин­ую и усердную веру к Нему имеющий, по­ступает, скажет Господу: //Ты заступник мой и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него// [[old:ps:090:03|(Пс. 90:3)]]. Так сын отца своего называет: отец мой, или родитель мой, хотя и всех своих детей он родитель и отец. Так раб верный называет господина своего: господин мой, хотя и всем своим рабам, братии его, он господин. 7) Если мы Бога называем Богом нашим и заступником нашим, и прочее, то должны Его от сердца любить, усердное послушание Ему оказывать и слово Его святое слушать и хра­нить. А если этого не делаем, то скажет нам Господь: //Что вы зовете Меня: Господи! Госпо­ди! – и не делаете того, что Я говорю// [[new:lk:06:46|(Лк. 6:46)]]. Ибо верный раб творит волю господина своего. Спасайся. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 5.//** ===== Прп. Симеон Новый Богослов ===== **мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** См. Толкование на [[old:ps:003:02#prp_simeon_novyj_bogoslov|Пс. 3:2]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Мнози возстают на мя: Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** См. Толкование на [[old:ps:003:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 3:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Мнози глаголют души моей; несть спасения ему в Бозе его** Многие, говорит, из тех, которые возмутились против меня, ободряя один другого, разглашают о моей душе, то есть обо мне самом, следующее: если я столь легко мог быть обращен в бегство, то это значит, что я оставлен Богом за свои грехи. Или: говорят так многие из тех, то есть, которые видят эти мои бедствия. //В Бозе его//; иначе говоря: в том Боге, на Которого он (пророк) всегда надеялся. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его.** Сии слова некоторые относят к внутренним искушениям плоти и внутренних врагов, которые, может быть, влагали в душу его помыслы отчаяния, дабы Давид не надеялся всуе на Бога. Но лучше относить их к мыслям людей, которые, видя злополучие Давида, мнили, что он оставлен от Бога. Ибо люди безумные обыкновенно так мнят о несчастных. Тако Иовлева жена говорила ко Иову: //доколе терпиши? се пожду время еще мало, чающи надежды спасения моего// ([[old:iov:02:09|Иов. 2:9]]). Тако жена Товиина: //Где суть милостыни твоя, и правды твоя? се ведома вся случившаяся с тобою// ([[old:tov:02:14|Тов. 2:14]]). Тако Иудеи, ругаяся Христу, говорили: //упова на Бога; да избавит Его, аще хощет Ему// ([[new:mf:27:43|Мф. 27:43]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** См. Толкование на [[old:ps:003:02#ep_irinej_orda|Пс. 3:2]] ===== Лопухин А.П. ===== **мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его** См. Толкование на [[old:ps:003:02#lopuxin_ap|Пс. 3:2]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 3–4 **Мнози глаголют души моей: несть спасения ему в Бозе его. Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** Небезосновательно можно предположить, что Давид, молитвенно жалуясь Господу Богу на множество врагов, разумеет не одних внешних, видимых врагов своих, //стужающих ему//, т.е. постоянно беспокоящих, угнетающих его, но и врагов внутренних, каковы собственная плоть, постоянно воюющая против закона совести и разума, грешный мир, во зле лежащий, или люди нечестивые, вводящие в соблазн и искушения и постоянно преследующие ненавистью, и, наконец, исконный враг нашего спасения дьявол, постоянно искушающий и ищущий нашей погибели. Все эти враги Давида старались возбудить в душе его помыслы отчаяния в милости Божией, чтобы вернее погубить его. Потому он и говорит в молитве Богу: «Многие говорят душе моей: напрасно он надеется на помощь Божию; нет ему спасения от Бога». Так и нечестивые иудеи, ругаясь Христу, распятому на кресте, говорили: «//Упова на Бога: да избавит ныне Его, аще хощет Ему//» [[new:mf:27:43|(Мф. 27:43)]]. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]