[<10>] ====== Толкования на Пс. 3:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** **Ты же Господи заступник мой еси.** Слова приличные вере пророка, который непоколебимо переносит столько несчастий, и уповает, что не будет оставлен, напротив же того, обретет себе помощь, вознесется и восприимет царство. Ибо это, по толкованию некоторых, значит: **возносяй главу.** Посему, слава праведника — Бог, на Которого уповал он; а кому слава — Бог, тот вознесет главу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 4-6 **Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя** Пророк предсказывает замешательство и затруднение, произведенное восстанием врагов, отделив эту часть «диапсалмою», таинственно огласившему его с упованием изрек спасительное это слово: «**Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою**». И снова в промежутке сложив песнопение, после благодарственного оного изречения, какое произнес, говоря: «**гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея**», научает, чем решится общая тягота человеческих бедствий, и при внезапном озарении Духом наученный таинству страдания Господня, приемлет на себя самое лице Владыки и говорит: «**Аз уснух и спах, востах, яко Господь заступит мя**». Но в точности излагать смысл, заключающийся в каждом речении, будет делом излишним, потому что слово поспешает к другим предметам. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** См. Толкование на [[old:ps:003:03#svt_tixon_zadonskij|Пс. 3:3]] ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** Не на царство, не на владычество возлагаю я упование, но верую, что Ты – моя слава, и надеюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесен. ===== Евфимий Зигабен ===== **Ты же Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** **Ты же, Господи, заступник мой еси** Пусть, говорит, разглашают они обо мне, что хотят; но Ты все таки остаешься заступником всех находящихся в искушениях, а особенно тех из них, которые оказываются достойными твоего заступления. **Слава моя, и возносяй главу мою** Иные полагают для себя славу в знатном происхождении (например), или в счастии, или же в богатстве, или наконец еще в чем-нибудь подобном; а я на Тебя единого уповаю и единым Тобою возношусь. Ибо Ты прославишь меня, будучи моим помощником, и поднимешь вверх мою голову, некогда победоносную, и теперь склоненную под тяжестию бедствий. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою.** Пророк, отражая мнение безумных людей, ограждает себя надеждою на Бога, аки бы сказал: пусть врази мои глаголют, что я всуе уповал на Бога, но все они прельщаются. Ты бо, Господи, не оставляеши уповающих на Тя. Ты еси заступник мой; Ты еси щит мой, покрывающий мене от всех вражиих стрел; Ты еси слава моя: Тобою бо единым хвалюся, и Ты не предаси мене поруганию врагов моих. Ты вознесеши главу мою, и обратиши печаль на радость. Возношение бо главы, по свойству Еврейскаго языка, есть знамение радости и веселия, как, напротив, наклонение и посупление лица есть знамение печали и сетования. Сие выражение часто употребляется у Евреев, почему и у Пророка Иеремии сказано: //вознесе Евилмеродах царь Вавилонский главу Иоакима царя, и изведе его из темницы// ([[old:ier:52:31|Иер. 52:31]]). И Господь во Евангелии глаголет: //восклонитеся и воздвигните главы ваша: зане приближается избавление ваше// ([[new:lk:21:28|Лк. 21:28]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** **Слава моя**, т.е. моя честь, мое царское достоинство, не похищенное мною, но Твое и Тобою мне переданное; поэтому Ты должен мне помочь в обладании им. **Возносяй главу**, из состояния унижения (наклоненная голова) переводя в состояние возвышения, делая победителем, ср. [[old:ps:109:07|Пс. 109:7,]] [[new:lk:21:28|Лк. 21:28]]. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 4-5 **Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою. Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя своея** //В первой части псалма Давид [[old:ps:003:02|(ст. 2-3)]] говорит о степени опасности для него от множества врагов, во второй [[old:ps:003:04|(ст. 4-9) ]]выражает свою веру в Бога и уверенность в получении спасения для себя и достойной кары врагов.// Предшествующая жизнь Давида, полная превратностей и многочисленных войн, наглядно убеждала его в том, что истинным его заступником, доставившим ему славу и победы, был и есть Бог, к Которому он обращается и в настоящем положении. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Ты же, Господи, заступник мой еси, слава моя, и возносяй главу мою** Никакие помыслы, никакие злобные внушения врагов Давида не могли поколебать твердости веры его в Бога и отвратить его от упования на милость Божию и Его заступление. Вся жизнь Давида, все обстоятельства этой жизни, скорбные и радостные, служат подтверждением того, что он всегда твердо исповедовал – и пред людьми, и пред лицем Всеведущего Бога, говоря как бы так: пусть враги мои говорят, что всуе, напрасно надеялся на Бога: все они прельщаются. Ты, Господи, не оставляешь никогда уповающих на Тя, – всегда это скажу; Ты заступник мой; Ты слава моя; Тобою одним хвалюсь я, и Ты не предашь меня поруганию врагов моих. Ты возносишь главу мою. //Возношение главы//, поднятие ее кверху означает состояние радости и веселия духа, как и наоборот, наклонение главы и посупление лица есть знак печали и сетования. См. также Толкование на [[old:ps:003:03#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 3:3]] //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]