[<10>] ====== Толкования на Пс. 4:3 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии?** Это сказано тем, которые думали множеством войска захватить праведного. Но надежда эта, говорит он, была суетная и лживая. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** Давид называет тяжкосердыми тех, которые ложь и суету не отличают от истины, но любят неосуществимое, постоянное же и достойное любви презирают. //**О надписании псалмов.**// ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** **"Сыны мужей"**, говорит пророк, **"доколе тяжкосердные; зачем любите суету и ищете лжи"**? К кому он обращает речь? Кому делает обличение и предлагает совет? Кого называет сы­нами человеческими? Людей, живущих порочно, наклонных ко злу. Что же? А мы разве не сыны человеческие? По природе мы сыны человеческие, но по благодати – нет, мы сыны Божии. Этот дар будет у нас цел, если мы сохраним в себе образ Его, соблюдаемый добродетелью, так как тем, которые сделались сынами Божиими по благодати, нужно выражать этот образ и жизнью. А что, действительно, он называет сынами человеческими людей, преданных заботам житейским и наклон­ных ко злу, о том послушай: //"увидели"//, говорит Писание, //"сыны Божии дочерей человеческих"// [[old:gen:06:02|(Быт.6:2)]]. Но, скажешь, здесь гово­рится противное? Нет; сынами Божиими оно называет здесь тех людей, которые прежде были добродетельными и были удо­стоены чести от Бога, но потом изменились, сделались худ­шими и потеряли честь свою. Чтобы усилить их обличение, оно и напоминает об их чести, внушая, что величайшая вина быть такими и происходит от таких людей и ниспасть до та­кого зла. И еще говорит Бог: //"Я сказал: вы – боги, и сыны Всевышнего – все вы; но вы умрете, как человеки"// [[old:ps:081:06|(Пс.81:6-7)]]. По­смотри на мудрость пророка. Показав наперед Божию силу, по­мощь, премудрость, благость и человеколюбие, как Он подает успокоение в скорби, как Он милостиво внемлет, пророк по­том, представляя распространившиеся между людьми пороки и силу нечестия и как бы задыхаясь от скорби, обращает речь к живущим порочно и почти так говорит: имея такого Бога, столь благого, столь человеколюбивого, столь сильного, как вы уклонились к нечестию? И смотри, какой вместе с гневом исполнено увещание его и кротости, какого любомудрия. Что гово­рит он? **"Сыны мужей! доколе будете любить суету и искать лжи?"** **Сыны мужей, доколе тяжкосердные?** Здесь он выражает сильное огорчение свое и от продолжительности вре­мени. Ведь если и вначале невнимательность к благодеяниям Божиим есть преступление, то какое может быть прощение тому, кто столько времени остается слепым в отношения: к истине? А что значит: тяжкосердные? Жестокосердые, плотские, привязан­ные к земле, склонные ко злу, преданные порокам, развра­щенные сладострастием: таков именно человек плотской. Обли­чая жизнь их, он указывает и источник нечестия, внушая, что это в особенности и препятствует им усвоять высокое учение. Ничто так не делает сердца жестоким, как пороч­ное пожелание, пристрастие к житейскому, привязанность к земле. Такое сердце справедливо можно было бы назвать гряз­ным; потому он и назвал его тяжким и вместе указал в нем источник зол, что, занимая (в человеке) место возницы, оно не только не удерживает коня вожжами, но и само увлекается и низвергается, и, тогда как ему следовало бы окрылять плоть, устремляться в высоту и восходить на небо, оно увлекается вниз тягчайшим бременем своих болезней. А когда таков возница или кормчий, то где надежда спасения? //"Если свет"//, говорит Господь, //"который в тебе, тьма, то какова же тьма?"// [[new:mf:06:23|(Мф.6:23)]]? Когда кормчий предается пьянству и подра­жает непостоянству волн и ветров, то как спасется корабль? Что же может сделать душу легкою? Превосходная жизнь, – такая, чтобы не увлекаться ничем здешним, и даже ног своих не привязывать ни к чему стремящемуся и увлекаю­щему вниз. Из вещественных предметов одни обыкновенно стремятся вниз, как напр. камни, дерева и все подобное; а другие вверх, как напр., огонь, воздух, пух, легкий по своей природе. Если какую-нибудь из вещей, стремящихся вниз, при­вяжешь к вещи легкой, то нисколько не помогут ей ни крылья, ни воздух, потому что тяжесть нарушает равновесие, перетя­гивает и преодолевает. Подобным образом, кто имеет ноги отяжелевшие или наполненные дурными соками или поврежден­ные какою-либо другою болезнью, тому нисколько не помогут прочие части тела, как бы они ни были легки. Если же так бывает с предметами вещественными, то тем более с серд­цем. Поэтому не будем делать его тяжким, чтобы оно не по­тонуло, подобно кораблям, имеющим слишком много балласта. А это зависит от нас. Сердце таково не по природе; по природе своей оно создано легким и стремящимся вверх, а мы вопреки природе делаем его тяжким. Потому-то и про­рок осуждает нас; а если бы это было от природы, то он не осуждал бы. Как ходить нам свойственно от природы, а если мы обременим свои колена, то происходит противное при­роде от препятствий, которые мы наложили на себя, так обыкно­венно бывает и с ногами души, т.е. помыслами. **"Доколе будете любить суету и искать лжи?"** Здесь, кажется мне, он указывает и на идолослужение, и на порочную жизнь. В самом деле, суетным называется все тщетное, что на деле не таково, каково по назва­нию. Так у язычников много богов по именам, а на деле нет ни одного. Так и в других вещах: богатство по имени – совсем не богатство на деле; слава по имени – совсем не та­кова на деле; владычество по имени – и остается таким по одному только названию. Кто же так безумен, чтобы домогаться названий, не заключающих в себе ничего существенного, и го­няться за предметами пустыми, которых нужно избегать? Не та­ковы ли и удовольствия и благоденствие жизни? Все это не ложь ли и обольщение? Укажешь ли ты на славу, или на богатство, или на власть – все суета. Вот почему и Екклесиаст говорит: [[old:ekl:01:02|"суета сует, – все суета" (Еккл.1:2)]]. Потому и пророк скорбит, видя такое безрассудство в жизни. Как тот, кто уви­дел бы кого-нибудь убегающим от света и гонящимся за тьмою, сказал бы: для чего ты делаешь это безумное дело? – так и он говорит: **"Зачем любите суету и ищете лжи?"** **//Беседы на псалмы. На псалом 4.//** ---- Увидев, что и тварь сострадает Создателю, и весь мир потрясается как один дом (так как страдало основание, то и здание страдало с ним вместе, и когда висел домостроитель, разрушалось его создание), когда небо и земля восстали на убийц Господа, и они не тронулись всем этим, тогда разбойник укоряет их: **"сыны человеческие! Доколе вы (будете) упорны?"** Пусть так: четверодневного Лазаря увидев (восставшим) из гроба, вы не уверовали; поверьте хотя теперь, когда гробы распались и многодневные мертвецы, услышав голос распятого, восстали из гробов. Мертвых пробудило землетрясение, а вы погружены в неверие. **"Доколе вы (будете) упорны?"** Камни распадаются как паутина, а вы не поражены страхом? **"Доколе вы (будете) упорны?"** И почему – **"упорны"**? Потому, во-первых, что не тронулись чудесами, а во-вторых, потому, что по своему безумию тяжко гневались на Бога. Об этом свидетельствует Писание: //"тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих"// [[old:pr:27:03|(Притч. 27:3)]]. //"Тяжел камень"//, но он поддается силе множества рук и как перо поднимается в воздухе. //"Весок и песок"//, но он перевозится по морю в лодке. //"Гнев глупца"// – еврейского народа – //"тяжелее их обоих"//, потому что не только не смягчается вразумлениями, но даже при виде чудес превращается в ярость. **"Зачем любите суету"**, предпочитая Варавву Христу, убийцу – Жизнодавцу? **"Зачем любите суету"**, предпочитая царство Кесарево царству небесному? Зачем вы оставили источник живой, вода которого сделала самарянку не имеющей жажды (во веки) [[new:in:04:09|(Ин. 4:9)]], и выкопали //"водоемы разбитые"// [[old:ier:02:13|(Иер.2:13)]]? **"Зачем любите суету"**? Вы последовали ученику-предателю и замыслили зло против учителя. **"Зачем любите суету"**, и сверх того – **"ищете лжи"**, отвергаясь истины? Когда они искали лжи? Когда выставляли против Господа наемных лжесвидетелей, когда оплачивали клеветников. Об этом свидетельствует евангелист Марк: //"первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти"// [[new:mk:14:55|(Мк.14:55)]]. **"И ищете лжи"**. //"И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю"// [[new:lk:23:02|(Лк.23:2)]]. Но как возбранял Он, учивший: //"отдавайте кесарево кесарю"// [[new:mf:22:21|(Мф.22:21)]]? **"И ищете лжи"**. //"Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди"// [[new:lk:23:05|(Лк.23:5)]]. **"И ищете лжи"**. //"Если бы Он не был злодей, мы не предали бы Его тебе"// [[new:in:18:30|(Ин.18:30)]]. Что же худого Он сделал? Что исцелял болезни, изгонял бесов, воскрешал мертвых, что пятью хлебами напитал столько же тысяч народа? Еще пища в горле, а ложь на языке. **//Беседа на слова: В скорби Ты дал мне простор.//** ===== Прп. Максим Исповедник ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** Кто любопытствует о чужих грехах, или по подозрению судит брата: тот не положил еще начала покаянию, и не принимал заботы узнать собственные грехи, поистине тягчайшие многопудовой свинцовой тяжести, и не знает, отчего человек бывает **тяжкосердым, любящим суету и ищущим лжи**; и потому, как безумный и бродящий во тьме, оставя свои грехи, мечтает о чужих истинных или мнимых, по одному подозрению. //**Главы о любви.**// ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** Из совершившагося со мною познайте, люди, что Правитель всяческих и надзирает над делами человеческими, и подает просимое тем, которые приступают к Нему со тщанием, отринув суетные свои помыслы. ===== Евфимий Зигабен ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии** Речь свою пророк направляет теперь против друзей и знакомых, которые среди одолевших его бедствий старались помогать ему настоящими, т.е. временными средствами. Потому то он и говорит, обращаясь к ним: отчего, говорит, когда постигают вас скорби, не возносите вы сердец ваших к Богу, но привлекаете их к низу (к земле), отягошая их человеческими помыслами и житейскими заботами? Выражение: **сынове человечестии**,—это опять перифраз, составляющий особенность еврейского языка и употребленный вместо «человеки», или люди. **Вскую любите суету, и ищете лжи** Напрасны усилия человеческие; сперва, пожалуй, они и ласкают надеждою, но после оказываются тщетными. Быть может также, что пророк обращается с этими словами не к друзьям только и знакомым своим, а вообще к тем людям, которые привязаны к настоящему, как к чему-то постоянному, и как бы не подверженному никаким изменениям; а оно между тем только кажется существующим, и именно с внешней своей стороны, чувствам подлежащей, на самом же деле, вследствие беспрестанных изменений, есть нечто несуществующее. Так и сам пророк, будучи царем, вел однако же жизнь частного человека и подвергался преследованиям. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи?** Пророк обращает слово к сынам человеческим, сиречь, к сынам века сего, и увещавает их, дабы от сует мирских уклоняся, обратилися к Богу и прилепилися к добродетели, яко к надежнейшему пристанищу. //Сынове человечестии, доколе тяжкосердии?// То есть: доколе будете иметь сердце каменное, жестокое, к земли пригвожденное, не помышляя о небесных, но прилепляяся к земным? //Блюдитеся, да не когда сердца ваша отягчают объядением и пиянством и печальми житейскими// ([[new:lk:21:34|Лк. 21:34]]). И, понеже сердца жестокия не приемлют помышлений небесных, но точию земными занимаются, и потому не любят, и не ищут, кроме земных: сего ради присовокупляет: //вскую любите суету, и ищете лжи?// Нарицает земная благая суетою и лжею; понеже не тверды суть, непостоянны и обманчивы, и потому в сравнении с небесными, твердыми и постоянными благими, суть ничто. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи** См. Толкование на [[old:ps:004:02#ep_irinej_orda|Пс. 4:2]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 3-4 **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? вскую любите суету и ищете лжи? И уведите, яко удиви Господь преподобнаго своего. Господь услышит мя, внегда воззвати ми к нему** Сознание своей правоты и проистекающая отсюда уверенность в божественной помощи вызывают в Давиде смелое обращение к врагам и обличение их. - //"Сыны мужей"// - сыновья из знатного рода, т. е. вельможи. - "Слава моя" - мое царское достоинство. - //"Любить суету"// - любить мелочное, тщеславное и непрочное. Давид смотрит на знатных, восставших на него, как действовавших по тщеславным, властолюбивым расчетам, в надежде выслужиться пред Авессаломом и занять почетное положение при его воцарении. Их попытки к низложению царя бесплодны, так как Господь //"отделил для Себя святаго Своего"//, которого и защитит. Под "святым" Давид разумеет себя, невинного страдальца в переживаемых им бедствиях. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Сынове человечестии, доколе тяжкосердии? Вскую любите суету и ищете лжи** Так как псалом 4, по объяснению отцов Церкви, написан вскоре после поражения Авессалома с преданными ему мятежниками, восставшими против помазанника Божия, то Давид, воздав благодарное слово к Господу Богу за избавление его от врагов, обращает свою речь к этим мятежникам, называя их сынами человеческими, или, что то же, сынами века сего, порабощенными мирской суете, у которых сердце отяжелело oт нечистых мирских привязанностей. Назвав свое положение основанным на правде, так как он царствовал по избранию и помазанию от Бога, а восставших против него мятежников, увлекших льстивыми и суетными обещаниями Авессалома, людьми //тяжкосердыми//, преданными лжи и мирской суете, Давид обращает их внимание на то, что они уклонились от истины, возлюбили суету и ищут того, что основано на лжи, увещевает обратиться к Богу и добродетели и оставить лживые увлечения и пристрастные расположения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]