[<10>] ====== Толкования на Пс. 4:6 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа** Учит, как преодолевать нам врагов. Как же именно преодолевать их? — делая правду и принося это в жертву Богу. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Григорий Нисский===== **Пожрите жертву правды и уповайте на Господа** См. Толкование на [[old:ps:004:04#svt_grigorij_nisskij|Пс. 4:4]] ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Пожрите жертву правды и уповайте на Господа** Видишь ли последовательность пре­восходного совета? Видишь ли совершенное наставление? Уко­рив слушателей за грехи, сделав их менее скорыми на по­добные дела, устроив неподкупное судилище и потребовав отчета в жизни, он потом руководит их к совершению добродетели. Недостаточно ведь только воздерживаться от зла, но должно стараться и делать добро. Потому-то он далее и предлагает такое увещание: //"уклоняйся от зла и делай добро"// [[old:ps:033:15|(Пс. 33:15)]]. Подлинно, и не совершение добродетели подвер­гает наказанию, а не только совершение пороков. И те, которые не напитали алчущего, не напоили жаждущего и не одели нагого, – они не хищничали, не предавались любостяжанию, не брали чужого; но так как они не творили милостыни, то предаются за это наказанию вечному и мучению бесконечному. Отсюда мы нау­чаемся, что воздержание от зла не доставляет нам спасения, если вместе с тем не будет приобретения добра и совершения добродетели. Вот почему и пророк, отклонив слушателя от поро­ков чрез сердечное сокрушение, сделав его способнейшим к совершению добродетели, смягчив жестокость души и сде­лав ее нежною от внутреннего сокрушения, начинает речь о правде и говорит: **"приносите жертвы правды и уповайте на Господа"**. Что значит: **"приносите жертвы правды"**? Приобретайте правду, приносите правду; тот дар Богу – величайший, та жертва Ему приятна, то приношение весьма Ему благоугодно, которые со­стоят не в заклании овнов и тельцов, но в совершении пра­ведных дел. Видишь, как издревле предъизображается жизнь Церкви и вместо жертв чувственных требуются духовные. Правдою же он называет здесь, как я выше сказал, не частный вид добродетели, но добродетель вообще, равно как и праведным человеком мы называем того, кто имеет всю добродетель. Эта жертва не нуждается ни в деньгах, ни в ноже, ни в жертвеннике, ни в огне, она разлагается не в дым, смрад и пепел, но совершается только сердцем приносящего ее. Для нее ни бедность не служит препятствием, ни недостаток средств – остановкою, ни место, ни что-нибудь дру­гое подобное; но где бы ты ни был, ты можешь приносить ее, будучи сам и священником, и жертвенником, и ножом, и жертвою. Таковы жертвы разумные и духовные: они совершаются с большим удобством, не имея нужды ни в каком внеш­нем приготовлении. **"И уповайте на Господа"**. Другой переводчик говорит: //и веруйте// (πεποίθετε) //Господу//. Кто праведною жизнью приобрел себе милость и благоволение Господа, тот имеет в Нем величайшего поборника, непреоборимого помощника, полу­чает от Него великое содействие. Видишь ли плод этой жертвы, являющийся тут же? Видишь ли сокровище благ, тот­час происходящее от ней? В самом деле, кто имеет Бога своим помощником, тот кого будет бояться? Никого. И это немаловажная добродетель – надеяться на Него и быть уверенным в Нем. Вместе с правдою пророк требует от нас и этой добродетели – быть уверенным в Боге, надеяться на Него, не по­лагаться ни на что житейское, но, отрешая себя от всего по­добного, к Нему прилепляться мыслью. Действительно, пред­меты настоящей жизни подобны сновидениям и теням, и даже того ничтожнее; они лишь только являются, и уже исчезают, и при самом явлении причиняют много беспокойств имеющим их; а надежда на Бога вечна, неизменна, неподвижна, неизмен­чива, способна доставить совершенную безопасность и сделать непобедимым того, кто содержит ее тщательно и с надлежа­щим расположением. **//Беседы на псалмы. На псалом 4.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа** Это увещание простирается ко всем сы­нам человеческим, то есть людям всякого зва­ния, чина и обоего пола. 2) Этими словами призывает всех к истин­ному покаянию и сокрушению сердечному, ибо //жертва Богу дух сокрушен: сердце сокру­шенно и смиренно Бог не уничижит// [[old:ps:050:19|(Пс. 50:19)]]. Увещевает, чтобы, покаявшись и исправив­шись, не предавали бы членов своих греху в ору­дия неправды, но представили бы себя Богу, как ожившие из мертвых, и члены свои Богу в орудия праведности [[new:rim:06:13|(Рим. 6:13)]]. Принести такую жерт­ву молит нас апостол во имя милосердия Бо­жия, говоря: //Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву жи­вую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего, и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная// [[new:rim:12:01|(Рим. 12:1-2)]]. 3) **И уповайте**, – говорит, – **на Господа**. Так покаявшись, и исправившись, и тво­ря волю Божию, уповайте на Господа. Близки по смыслу к этому и слова другого псалма: //Уповай на Господа, и делай добро// [[old:ps:036:03|(Пс. 36:3)]]. 4) Отсюда учимся, что тщетно и суетно упование того, кто такой жертвы не приносит Богу, а уповает на Него. Надо непременно ис­править себя покаянием, и покорить волю свою воле Божией, и тогда уповать на Господа. **//Размышления и замечания из текстов. Размышление 8.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Пожрите жертву правды, и уповайте на Господа** И сими словами отметает подзаконное служение, как излишнее, узаконяет же приносить жертву правды; потому что приобретение правды с присоединенным к ней упованием на Бога приятнее Богу и ста и тысячи волов. Многие язычники и Иудеи и противомудрствующие еретики, упражняются иногда и в целомудрии, и в правде, но, будучи лишены благочестия, не получают оттого никакого плода. По сему-то Всесвятый Дух чрез божественнаго Давида повелевает, не только приносить жертву правды, но и уповать на Господа. Так и Владыка Христос говорит ученикам Своим: //«Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть. Всяку розгу о Мне не творящую плода, измет ю»// [[new:in:15:01|(Ин. 15:1-2)]]. Сказал не просто: //«не творящую плода»//, но: //«о Мне не творящую плода»//, то есть, по Моим заповедям, по Моим законоположениям, с верою в Меня, потому что иные, и не исповедуя Его, ради славы человеческой, заботятся, повидимому, о добродетели. ===== Евфимий Зигабен ===== **Пожрите жертву правды и уповайте на Господа** Только плоды вашей праведности принесите, говорит, в жертву Богу, никого не обижая сами; и ожидайте себе помощи от Господа, Который особенно благоволит являть свое заступление терпящим обиды. Предначертывает здесь также пророк и образ будущей Церкви Христовой, где имеют приноситься Богу жертвы—не вещественные, а духовные, состоящие, вместо животных, в добрых делах. Под **правдою** затем (**пожрите жертву правды**) должно разуметь не в собственном смысле правду, а вообще всякую добродетель. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **пожрите жертву правды и уповайте на Господа.** Жертвою правды нарицает дела благая, яже яко некая жертва благоприятная суть Богу, ибо чрез них прославляется Бог, по оному: //тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела: и прославят Отца вашего, Иже на небесех// ([[new:mf:05:16|Мф. 5:16]]). И Апостол Павел, беседуя о милостыни, глаголет: //приях посланная от вас в воню благоухания, жертву приятну, благоугодну Богу// ([[new:fil:04:18|Флп. 4:18]]). И паки, беседуя о посте и иных делах духовных, он же глаголет: //молю вас, братие, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови.// ([[new:rim:12:01|Рим. 12:1]]). //И уповайте на Господа.// Сие присовокупляет для того, дабы отнять гордыню, добрым делам наветующую, аки бы рекл: творите благая, но не уповайте на дела ваша, якоже Фарисей оный, глаголавый: //Боже хвалу Тебе воздаю, яко несмь якоже прочии человецы: пощуся два краты// ([[new:lk:18:11|Лк. 18:11]] и д.), и проч., паче же уповайте на Господа, Иже даст вам благодать и от грехов уклонятися, и добрая дела творити, и пристанища спасения достигнути, держитеся притом смиреномудрия. Якоже бо гордыня яд есть, растлевающий плоды дел благих: тако смирение есть врачевство, предохраняющее плоды оные от повреждения. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **пожрите жертву правды и уповайте на Господа** См. Толкование на [[old:ps:004:05#ep_irinej_orda|Пс. 4:5]] ===== Лопухин А.П. ===== **пожрите жертву правды и уповайте на Господа** См. Толкование на [[old:ps:004:05#lopuxin_ap|Пс. 4:5]] ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **пожрите жертву правды и уповайте на Господа** См. Толкование на [[old:ps:004:05#prot_grigorij_razumovskij|Пс. 4:5]] [<10>]