[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:4 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя** **Заутра предстану Ти.** Великая похвала усердию — с самого ложа представать Богу и предварять солнце благодарением. Ибо так, говорит, буду взирать на Божественные и святые тайны Твои, уготованные Тобою любящим Тебя. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Василий Великий ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя** Пока вокруг души нашей ночь и не восходило солнце, невозможно нам быть услышанным от Бога. Но когда душа, очистившись от незнания Бога, вознесет молитвы, став в светлости разумного и духовного дня, тогда имеет она Бога, слышащего глас ее. Потому Пророк и говорит: **заутра предстану Ти, и узриши мя**. Ибо если хочешь востать Богу, то не воставай ни на какое худое дело, но исполни заповеданное Моисею: //Ты же стань в этом месте передо Мною// (ср.: [[old:ish:33:21|Исх. 33, 21]]), стань твердо, непоколебимо, неподвижно, востань к Нему верой, чтобы соделаться достойным видеть зрелища истины. **Востану Ти**,- говорит Пророк,- **и узриши мя**. Пока человек рассматривает красоту, обнаруживающуюся в вещах видимых, называется он естествоиспытателем или естествословом. А когда, простершись далее сего, востанет Самому Богу, зная уже, в какой мере все крайне прекрасно, и от красоты, во всем этом видимой, востекши к истинно прекрасному и достолюбезному, что обыкновенно бывает видимо только душам чистым, тогда, проникнув в нечто высшее естествословия, и иными называемое превышеестественным (μεταφυσυκα), может он сделаться тайнозрителем (εποπτικος). Посему говорит: "Когда **востану Ти** и приближусь умом к созерцанию Тебя, тогда, чрез озарение ведения, восприиму тайнозрительную деятельность". **//Толкование на пророка Исаию.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя** **"Рано услышь голос мой"**. Ви­дишь ли усердие и душевное сокрушение? В начале дня, гово­рит, я совершаю это дело. Пусть выслушают это те, которые приступают к молитве после бесчисленного множества дел. Не так поступает она, но в начале дня начатки его отдает Богу. //"Дабы известно было"//, говорит Премудрый, //"что должно предупреждать солнце благодарением Тебе и обращаться к Тебе на восток света"// [[old:prs:16:28|(Прем. 16:28)]]. У царя ты не допустил бы, чтобы кто-нибудь низший тебя прежде тебя поклонился ему; а здесь, когда солнце уже поклоняется Богу, ты еще спишь, уступаешь первенство твари, не предупреждаешь всех творений, созданных для тебя, и не воздаешь Ему благодарности, но, вставая и умывая лицо и руки, душу свою оставляешь нечистою. Или ты не знаешь, что как тело очищается водою, так душа молитвою? Итак, омой прежде тела душу свою. К ней пристало много пятен порока: смоем их молитвою. Если мы, таким образом, оградим уста свои, то положим доброе основание дневной деятельности. **"Рано предстану пред Тобою"** (έπόψομαι). Предстану тебе, говорит, не переменою места, но делами. Такой человек может быть близко к Богу; а быть близко, или далеко от Него – зависит от самого человека, – потому что Бог везде. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Прп. Нил Синайский ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя** Кто овладевшую умом его печаль рассеял Божественным размышлением, тому кстати будет сказать: **«заутра услыши глас мой»** [[old:ps:005:04|(Пс. 5:4)]]. Но под словом **«заутра»** разуметь нам должно Христово воскресение, когда наипаче услышан был человеческий род естественно вопиявший неизглаголанными воздыханиями. **//Письма на разные темы. Монаху Иринею.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя** См. Толкование на [[old:ps:005:02#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 5:2]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя** В то утро, говорю я, т.е. (Церковь), когда взойдет для человечества Солнце правды—Христос, услышь меня; ибо тогда я буду составлена из язычников и иyдеев и стану призывать Тебя на помощь. Мало того: по причине близости к Тебе, вследствие добродетельного жития моего, я предстану к Тебе, и Ты таким образом заметишь меня еще приближающуюся к Тебе. Ибо, как сказано, //очи Господни на праведныя// [[old:ps:033:16|(Псал. 33,16)]]. В некоторых списках псалмов встречается—//не узриши, а узрю//, иначе говоря: сделаюсь зримою или видимою. По отношению же к самому Давиду (если бы мы стали изяснять это место исторически) //заутра// конечно нужно понимать в смысле утреннего времени. Ибо, как бы так говорит он: прежде чем возьмусь я рано утром за какое либо дело, я стану призывать Тебя на помощь, Боже, и проч.,—что делаем и мы сами, как только успеем подняться с ночного нашего ложа. Впрочем, я отнюдь не то хочу сказать этим, будто в другое время (кроме одного утра) молиться не должно. //Благословлю//, говорит пророк, //Господа на всякое время// [[old:ps:033:02|(Псал. 33,2)]]. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя:** Понеже, глаголет, тщание о молитве первую мою составляет должность, сего ради заутра, то есть, прежде нежели приступлю к какому-либо иному делу, или нечто к кому-либо из моих провещаю, к Тебе с молитвою поспешу: //и Ты, Господи, услыши глас мой//, и милостивым оком //воззри на мя//, во святилище Твоем рано со благоговением предстояща Ти. Вместо //узриши// на Еврейском читается //узрю//, которым глаголом Пророк означает, что он при утреннем оном безмолвии, прежде нежели развлекутся мысли житейскими попечениями, углубится в умозрение, и возьмет за предмет умозрения самыя Божественныя свойства, из нихже главнейшия суть святость и правосудие Божие. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Лопухин А.П. ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану ти, и узриши мя** //"Рано услышь"//, //"рано предстану пред Тобою"//. Выражение //"заутра услыши"// (слав.) поэтому означает - окажи скорее помощь. "//Предстану пред Тобою"//, т. е. явлюсь пред Тобою, в храме, как месте непосредственного присутствия Бога. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Заутра услыши глас мой: заутра предстану Ти, и узриши мя** У евреев было освящено обычаем три раза в день становиться на молитву: утром, в полдень и вечером [[old:dan:06:10|(Дан. 6:10]], [[old:dan:06:13|13)]]. Поэтому и Давид, считавший молитву самой главной и первейшею обязанностью своей к Богу, говорит Ему: **заутра**, т.е. прежде нежели приступлю к какому-либо делу и прежде чем возглаголю что-либо и к кому-либо, предстану пред Тобою, Господи, и тогда усмотрю, узрю (в еврейской Библии читается вместо **узриши** «узрю»), прежде нежели развлекутся мои мысли житейскими заботами, я в молитвенном углублении усмотрю Божественные свойства Твои, из которых главнейшие святость и правосудие. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]