[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:9 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой** **Враг моих ради,** то есть, врагов духовных, **исправи пред Тобою путь мой.** **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой** **"Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих"**. Сказав во славу Богу, что Он ненавидит зло, что Он человеколюбив и промышляет о нас, – сказав о своем спасении и о том, каким образом она спасена, – ска­зав, что сделала и она по получении спасения, именно, что она отвратилась от зла и прилепилась к добродетели, – подав добрые надежды и живущим порочно, что и они могут полу­чить милость, если захотят исправиться, она потом обращает речь свою в прошение и говорит: **"Господи! путеводи меня в правде Твоей"**. Этим она научает слушателя, прежде всего, воссылать славословие Богу и благодарить Его за полученные благодеяния, а потом просить, чего желает, и опять благодарить за то, что получит. Но посмотрим, чего она просит. Не житейского ли чего-нибудь? Не временного ли? Не скоропреходящего ли? Не о богатстве ли говорит она? Не о славе ли? Не о власти ли? Не об отмщении ли врагам ее? Ничего такого не просит она. Чего же? **"Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих"**. Видишь ли, что она не просит ничего временного, и как она испрашивает вышней помощи. Ведь идущие таким путем осо­бенно нуждаются в этой помощи. **"Правдою"** же называется здесь добродетель вообще. И хорошо она сказала: **"в правде Твоей"**, – по­тому что есть и человеческая правда, правда по законам внеш­ним, но правда малозначащая, не имеющая совершенства и полноты и основывающаяся на человеческих соображениях. А я, говорит, прошу твоей правды, которая нисходит от Тебя и которая возводит на небо; прошу и помощи, чтобы приобрести эту правду. Хорошо также она сказала: **"путеводи"**, потому что настоя­щая жизнь есть путь, имеющий нужду в высшем наставлении. Если мы, намереваясь войти в город, нуждаемся в человеке, который указал бы нам путь, то тем более, намере­ваясь войти на небо, имеем нужду в высшей помощи, которая бы и показывала путь, и утверждала, и руководила, потому что есть много распутий, которые отклоняют от пути. Поэтому мы должны держаться десницы Божией. **"Ради врагов моих"**. Многие, говорит, восстали на меня враги, желая отклонить меня от этого пути, ввести в заблуждение и вывести на другой путь. При таких злоумышлениях, при таких соблазнах, руководи Ты меня Сам; я имею нужду в Твоей помощи. Впрочем, если руководить есть дело Божие, то быть достойным руковод­ства десницы Божией есть дело нашего усердия. Если сам ты будешь нечист, то не поддержит тебя десница Божия, – если напр., ты будешь любостяжателен, или иметь какую-нибудь другую нечистоту. **"Исправи предо мною путь Твой"**, т.е. сделай его для меня известным, ясным, знакомым; сделай его пря­мым для меня. Другой переводчик говорит: **"уровняй предо мною путь Твой"** (όμάλισον έμπροσθέν μου τήν όδόν σου), т.е. сделай его удобным, легким (Симмах). **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой** В некоторых списках читается: //«предо мною путь мой»//; но то и другое чтение заключает в себе благочестивую мысль. Ибо, если наш путь будет исправлен пред Богом, то не изведаем опасности заблудиться; и если Божий путь исправится пред нами, то с готовностию притечем к нему, и пойдем сим путем. Посему наследствующая просит наставить ее правдою Божиею, исправить и облегчить ей путь, чтобы удобно было идти. Такой смысл дал словам сим //Симмах//; потому что вместо: //«исправи»// сказал: //«уравняй»//. Да и сам Христос, как слышим, говорит чрез Пророк Исаию: //«будут стропотная в право, и острая в пути гладки»// [[old:is:40:04|(Ис. 40:4)]]. И блаженный Давид сказал в другом псалме: //«от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело»// [[old:ps:036:23|(Пс. 36:23)]]. Речь же наследствующей исполнена смиренномудрия; потому что просит она исправить путь не ради ея правды, но по причине врагов, живущих в злочестии и несправедливо на нее нападающих. Потом Пророк подробно описывает лукавыя их начинания. ===== Евфимий Зигабен ===== **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой** **Господи, настави мя правдою Твоею** Руководи, говорит, меня чрез Твоего Сына, Который, по Апостолу, есть праведность и освящение и искупление наше [[new:1kor:01:30|(1 Кор. 1:30)]],—и в Твоем законе, который составляет праведность человеческую. **Враг моих ради исправи** (уровняй) **пред Тобою путь мой** Враги, говорит, мои видимые и невидимые повсюду расставляют на стези моей преткновения и соблазны; посему, умоляю Тебя, Боже, выровняй (так именно переводить Симмах выражение исправь путь мой к Тебе. Или же: **исправи** (т.е. меня) так, чтобы мне не уклоняться ни направо и ни налево, дабы избежать мне тайных козней врагов моих. Приведенные выше слова псалма, хотя относятся собственно к Церкви, но приличествуют и самому Давиду. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Господи, настави мя правдою твоею, враг моих ради исправи пред тобою путь мой** То есть: прошу благодати Твоея, да тою наставиши мя на стезю правды, и да поможеши мне творити заповеди Твоя, и тако избегнути всех грехов, ненавистных Тебе; исправи убо путь мой пред Тобою: сотвори, да хожу путем непорочным, имея присно пред очами Тебе, Бога моего, и страх Твой. Сие же сотвори //враг моих ради//, да избегну наветов и козней их. Тако молится Пророк, дабы показать, колико потребна нам Божия помощь, исправляющая и покрывающая, предшествующая и совозследствующая, ради множества врагов, наветующих нам и тщащихся привлещи ко грехам. Нарицает бо врагами всех тех, кои препинают нам путь спасения, хотя некоторые из них и дружелюбни являются: //но врази человеку домашнии его// ([[new:mf:10:36|Мф. 10:36]]). //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой** В виду правды Божией и злобы гонителей, Давид вполне уверен в спасительном заступлении Божием; но он знает также, что вследствие своей греховности может сделаться недостойным божественной помощи, и тогда легко враги его восторжествовали бы; поэтому он молится, чтобы Бог руководил его Своею благодатью на пути заповедей (**правдою**; ср. [[old:ps:118:start|Пс. 118)]], дал ему силу идти прямою (праведною) дорогою пред Его глазами; ибо если Бог не поможет ему, как грешному, то враги тем более будут считать дело свое правым, а это далеко не так: ибо они лжецы и клеветники. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой** Молитва Давида о наставлении "от Бога правде" указывает на сознание им какой-то своей вины пред Богом; такою же виною было его преступление с Вирсавией. В восстании Авессалома он находил, таким образом, связь со своим преступлением, почему и не принимает для подавления начинавшегося волнения никаких средств, кроме покаяния и молитвы пред Богом, от Которого одного он ждал себе милости. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== Ст. 9–10 **Господи, настави мя правдою Твоею, враг моих ради исправи пред Тобою путь мой. Яко несть во устех их истины, сердце их суетно, гроб отверст гортань их, языки своими льщаху** Говоря в предыдущем стихе о молитве, совершаемой им в храме, пророк выражает и самую молитву эту. Господи, говорит, пошли мне благодать Твою, чтобы руководила и наставляла меня на стезю правды Твоей и помогала мне исполнять заповеди Твои и чрез то избегать всех грехов, столь ненавистных Тебе. Исправь, уравняй путь мой пред Тобою, чтобы ходить мне путем непорочным, путем заповедей Твоих, имея всегда пред очами Тебя, Бога моего, и страх Твой. И все это соделай **враг моих ради**, да избегну козней и наветов их. **Несть во устех их истины**, но ложь, коварство и обман: одно говорят, а другое мыслят, и ни о чем ином не помышляют, как только о том, чтобы обольстить. Сердце их суетно, т.е. так развращено сердце их, что они оказываются неспособными сочувствовать истине и правде, а мудрствуют и помышляют одно суетное и ложное, клонящееся ко вреду для ближнего и к оскорблению святости Божией. **Гроб отверст гортань их**, т.е. гортань их, как орган для выражения звуков речи человеческой, есть ничто иное как открытый гроб со смердящим трупом, из нее не слышится слова здравого и спасительного, а только ложь, коварство и обман. **Языки своими льщаху**, т.е. с языков их сходят одни только льстивые, коварные речи, высказываются благожелания, по-видимому, добрые расположения, в сущности же маскирующие злостные намерения и ненавистные чувства. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]