[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:11 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** **Да отпадут от мыслей своих.** Ибо все эти умышления обратили против меня, противясь преспеянию моему по Богу. **По множеству нечестия их изрини я**, соделав их благочестивыми. Ибо те, которые гонят душу, творящую угодное Богу огорчают Бога, став явными богоборцами. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** **"Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих"**. Заметь и здесь кротость молитвы. Не сказала: накажи; но: **"осуди их"** и прекрати злобу их; сделай злоухищрения их безуспеш­ными. А молиться, чтобы не преуспевали злые дела их, зна­чит – молиться об их же пользе. **"По множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя"** – т.е. я нисколько не забочусь о том, что делается со мною, но скорблю о том, что касается Тебя. Подлинно, любомудрой душе свойственно – не мстить за оскорбление себя, но сильно восставать против оскорб­ления Бога. Между тем многие поступают напротив, оставляя без внимания касающееся Бога и с великою силою мстя за себя. Не таковы святые, но они сильно восставали против оскорблений, касающихся Бога, а касающиеся их самих остав­ляли без внимания. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Свт. Тихон Задонский ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** Послушаем же далее, что против них во­пиет к Богу Псалмопевец святой, ревнуя по Боге, Которого они бесстрашно прогневляют. **Суди их, Боже, да отстанут от замыслов сво­их, за их великое нечестие низвергни их, ибо они прогневали Тебя, Господи**. То же гово­рит о них и апостол: //суд им давно готов, и по­гибель их не дремлет// [[new:2pet:02:03|(2 Петр 2:3)]]. Не знают, где, и когда, и как суд Божий их постигнет, но в яму, которую другим копают, сами впадут. Мы же, зная, что сами по себе от таких хитре­цов, как от ловчих псов дьявольских, укрыть­ся и сохраниться не можем, – ибо они по-разному козни свои плетут, – все печали наши возложим на Господа, и в крове крыльев Его сокроемся, ибо Он //печется о нас// [[new:1pet:05:07|(1 Петр 5:7)]]. **//Размышления на псалмы и замечания из текстов.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** См. Толкование на [[old:ps:005:10#blzh_feodorit_kirskij|Пс. 5:10]] ===== Евфимий Зигабен ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** **Суди им, Боже** Ты, говорит, Боже,—Ты, которому ненавистны все поступающее подобным образом, как Ты сказал уже [[old:ps:005:05|(ст. 5-7)]], Сам рассуди им. **Да отпадут от мыслей своих** Иначе говоря: пусть они обманутся в своих расчетах. **По множеству нечестия их изрини** (изгони) **я** За их нечеcтие говорит, **изрини** (т.е. прогони от себя, отвергни) их, ибо они Тебя не почитают; и я не из—за себя прошу здесь Тебя об этом, хотя и я наследие Твое, Боже. Или иначе: чем более исполняются они нечестия, тем скорее отдаляют они себя от Твоего благоволения. Нечестивым же почитается не только тот, который не чтит Бога, но и тот кто чтит Его не так как приличествует истинному Богу. **Яко преогорчиша** (разогорчили) **Тя, Господи** Не столько, говорит, беспокоит меня то, что составляют они против меня, сколько скорблю я о том, что они делают против Тебя, Боже; они разогорчили Тебя своими злыми намерениями, о которых упоминали мы выше. Или иначе: они разогорчают Тебя, моего Господа, враждуя против меня, хранящего Твои повеления. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** Давид пророчествует, что враги его, или паче враги святыя церкве, не токмо исключены будут от наследия, о котором сказано в заглавии псалма, но и осудятся на вечныя муки. //Суди им, Боже//: то есть, накажи их на праведном суде Своем по их достоинству и по заслугам. //Да отпадут от мыслей своих//: то есть, да не возимеют успеха в намерениях своих, да оттщетятся надежд, по которым мечтали превозмощи избранных. //По множеству нечестия их изрини я//: то есть, по мере и по числу нечестивых дел их, изжени от наследия вечных благ во тьму кромешную. //Яко преогорчиша Тя//: ибо, озлобляя праведных, не их озлобили, но Тебя, всех Бога, преобидели. (Сии и сим подобныя клятвы людей благочестивых, изрекаемыя на нечестивых, не должно приписывать плотскому желанию мщения, но благочестивой ревности по Бозе, каковую Дух Святый производит в сердцах их, за которою последует и самое исполнение, то есть, погибель нечестивых.) //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 11-13 **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи. И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** Поэтому несомненно, что Господь явится наказующим их (**суди им**), не допустит осуществиться их планам, и изгонит их (**изрини**) из общества. Если, таким образом, победит дело правое над грехом, тогда этому обрадуются все богобоящиеся (**уповающии**, **любящии**), Бог будет жить как бы между ними, как бы явится находящимся среди них и будет прославляем ими, как защитник праведников. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Лопухин А.П. ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих: по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша тя, Господи** //"Осуди их, Боже, да падут они от замыслов"// - осуди их, Господи, чтобы они отпали от своих мыслей, чтобы не могли совершить задуманное ими. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Суди им, Боже, да отпадут от мыслей своих; по множеству нечестия их изрини я, яко преогорчиша Тя, Господи** Словами сего стиха пророк просит суда Божия на нечестивых: осуди их, Боже, праведным судом Твоим, по их достоинству и по заслугам; не дай успеха их коварным и злобным замыслам; отними у них всякую надежду на исполнение их нечестивых намерений, которыми они мечтали погубить избранных Твоих (здесь нужно припомнить выражение псаломской надписи: //О наследствующем//). **По множеству нечестия их изрини я**, т.е. за множество беззаконий их отвергни их, лиши их наследия вечных благ, уготованных любящим Тебя праведникам, и выбрось их во тьму кромешную; потому что, восставая против избранных Твоих, они возмутились против Тебя и наносят оскорбление Твоей святости. Такая молитва людей благочестивых о наказании нечестивых должна быть понимаема не как естественное желание мщения, но как благочестивая ревность по Бозе, какую возбуждает в сердцах их Дух Святой, и за которою последует и самое исполнение, т.е. погибель нечестивых, если они не исправятся. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]