[<10>] ====== Толкования на Пс. 5:12 ====== ===== Свт. Афанасий Великий ===== **И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое** **И вселишися в них.** Ибо придут и сам Он и Отец Его, и обитель у него сотворят [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое** **"И возрадуются все уповающие на Тебя"**. Вот и плод молитвы: и те делаются лучшими и отстают от пророков, и другие получают великое удовольствие, видя их перемену, обращение к лучшему и успешное исправление. **"Вечно будут ликовать, и Ты будешь"**. Вот самая постоянная радость. Дру­гие радости бывают нисколько не лучше водных потоков, лишь только являясь и тотчас исчезая; а радость по Боге бывает продолжительна и тверда, надежна и постоянна, не нарушается никакими неожиданными обстоятельствами, но еще более возвы­шается от самих препятствий. Так апостолы подвергались биению, и радовались [[new:act:05:40|(Деян.5:40)]]; Павел терпел скорби и ликовал, готовился умереть и призывал других к участию в своей радости: //"но если я"//, говорил он, //"и соделываюсь жертвою за жертву и служение веры вашей, то радуюсь и сорадуюсь всем вам. О сем самом и вы радуйтесь и сорадуйтесь мне"// [[new:fil:02:17|(Флп. 2:17,18)]]. Кто радуется, таким образом, с теми обитает Бог. Вот почему и она го­ворит: **"вечно будут ликовать, и Ты будешь"**. Тоже самое вы­ражал и Христос, когда, желая показать неизменяемость этой радости, говорил; //"но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас"// [[new:in:16:22|(Ин.16:22)]]. И Павел говорит еще: //"Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь"// [[new:1sol:05:17|(1Фес.5:17,18)]]. **"И будут хвалиться Тобою любящие имя Твое"**. Этим только и можно хвалиться, этому только радоваться, этим только восхищаться. А кто хвалится вещами житейскими, тот нисколько не отличается от людей, веселя­щихся во сне. **//Беседы на псалмы. На псалом 5.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== Ст. 12-13 **И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** И **«да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них»**. А сие, то есть, не гибель врагов их, но Твое промышление, исполнит веселия уверовавших в Тебя, доставит им вечное наслаждение; они убедятся чрез сие, что Ты в них обитаешь, и ходишь, и делаешь их освященным храмом. **«И похвалятся о Тебе любящии имя Твое. Яко Ты благословиши праведника Господи».** Поелику Твое благословение и промышление ограждают служителей Твоих; то посвятившие себя на то, чтобы им быть любителями имени Твоего, высоко ценя Твою попечительность, поведають могущество Твое. Так говорит и блаженный Павел: //«хваляйся, о Господе да хвалится»// [[new:1kor:01:31|(1 Кор.1:31)]]. **«Яко оружием благоволения венчал еси нас».** Благоволением Божественное Писание именует благую Божию волю. Таково изречение: //«благоволил еси Господи землю Твою»// [[old:ps:084:02|(Пс.84:2)]], то есть, земле Твоей ниспослал блага; и у блаженнаго Павла сказано: //«по благоволению хотения Своего»// [[new:ef:01:05|(Еф.1:5)]], то есть, по благому Своему изволению. Посему и здесь говорит: благое Твое изволение и великая Твоя к нам любовь и приверженность соделались для нас победоносным оружием и победным венцем. ===== Евфимий Зигабен ===== **И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое** **И да возвеселятся вcи уповающи на Тя** Так в то время, когда враги Твои отвергнуты Тобою, праведники напротив исполняются радости, потому что они, на Тебя одного уповая, одерживают верх над столькими и такого рода врагами. **Во век возрадуются** Иначе говоря: вечно и беспрестанно, получая всякий раз скорое Твое утешение. **И вселишися в них** Успокоиваемые конечно красотою своих душ **во век возрадуются**. //Ибо//, говорит Писание, //вселюся вних, и похожду, и буду им в Бога и тии будут Мне в людие// [[old:lev:26:12|(Лев. 26:12]]; [[new:2kor:06:16|2 Кор. 6:16)]]. **И похвалятся о Тебе любящи имя Твое** Потому что одни только они познали Бога истинного, и на сем одном утвердили свои упования. Или иначе: христианские мужи настолько любят божественное звание Христа, что по одному сему хотят быть узнаваемы, и о едином Христе хвалятся, по Апостолу: //мне же//, говорит, //да не будет хвалитися токмо о кресте Господа нашего Иисyсa Христа// [[new:gal:06:14|(Галат. 6:14)]], то есть только о самом Христе распеншемся. ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое** Дает причину, чего ради просит Бога, дабы произвел суд над врагами и отмстил им; понеже де плод сея милости будет для всех благочестивых общий. Аки бы сказал: Господи, аще мне подаси помощь на врагов и истребиши их в конец, то сие благодеяние не одному мне полезно будет, но распространится на всю церковь Твою, и на всех любящих Тя: ибо чрез сие больше утвердятся в вере и прославят имя Твое. По толкованию других, Пророк предвозвещает здесь о том преблаженном наследии праведных, которое ознаменовал в заглавии псалма, призывая их к торжественному веселию, и возбуждая благую надежду о будущих, аки бы сказал: возвеселитеся вси уповающии на Господа; аще бо и в многотрудном подвиге ныне обретаетеся, но в надежде будущих почестей ободритеся. Возрадуйтеся, и восхвалите имя вашего Бога, Иже вселится в вас аки в некоей скинии, и вы будете в Бозе, и Бог в вас, и тако будет Бог всяческая во всех. Потом, обращая слово к Богу, от лица своего и от всех праведных глаголет: //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== **И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое** См. Толкование на [[old:ps:005:11#ep_irinej_orda|Пс. 5:11]] ===== Лопухин А.П. ===== Ст. 12-13 **И да возвеселятся вси уповающии на тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о тебе любящии имя твое. Яко ты благословиши праведника, Господи, яко оружием благоволения венчал еси нас** //Спасение несправедливо гонимого Давида наполнит радостью всех других праведников// Гибель врагов молитвенно испрашивается Давидом не только для наказания беззаконников, но и для укрепления веры в праведниках, когда последние, видя гибель всех предприятий врагов, будут хвалить Бога, как единственного защитника и покровителя. Этот псалом входит в состав 1 часа (часть утрени), которым был на востоке час восхода солнца. После благодарения Господа за минувшую ночь (см. [[old:ps:005:04|4]] ст. ) словами этого псалма церковь молится за верующих пред Богом в самом начале дня о сохранении их от опасности, врагов и в духовной чистоте. ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **И да возвеселятся вси уповающии на Тя, во век возрадуются, и вселишися в них: и похвалятся о Тебе любящии имя Твое** Когда, говорит, сотворишь праведный суд Твой, Господи, тогда все получат праведное воздаяние по делам своим, тогда все те, которые, надеясь на милость Божию, терпели клеветы, напасти и разные обиды со стороны нечестивых, возвеселятся и возрадуются, и радость их будет вечная, нескончаемая [[new:in:16:22|(Ин. 16:22)]]. Здесь пророк опять имеет в виду наследствующую, т.е. «церковь первородных на небесех написанных» [[new:evr:12:23|(Евр. 12:23)]], которым уготованы от Господа вечная радость и вечное блаженство, к которым приидет Сам Господь, Отец Небесный, **вселится** в них и обитель у них сотворит [[new:in:14:23|(Ин. 14:23)]]. И будут, продолжает пророк, хвалиться Тобою **любящие имя Твое**. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]