[<10>] ====== Толкования на Пс. 6:7 ====== ===== Свт. Григорий Нисский===== Ст. 7-8 **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** Потом, как бы на чей либо вопрос: почему к уврачеванию прегрешений призываешь милосердие? чем умилосердил ты Божество? – Пророк отвечает так: «**утрудихся воздыханием моим**», омою от греха «**постелю мою**» слезною водою. Почему же это? Потому что, говорит Пророк, «**смятеся от ярости око мое**», и поэтому стал я каким то ветхим и иссохшим, потому что раздражение, произведенное во мне врагами, зародило в душе гнилость. Если же одна раздражительность производит такой страх в погрешившем от оной, то кольми паче естественно будет отчаяться в спасительной надежд тем, которые сознали в жизни своей не только страсти, происходящие от раздражительности, но и все порождаемые похотью, любостяжательностию, кичливостью, честолюбием, завистью и прочим роем худых человеческих наклонностей. //**Толкование на Псалом шестой.**// ===== Свт. Афанасий Великий ===== **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** **Утрудихся воздыханием моим.** Послушаем, какое покаяние показал Царь. Не просто трудился, но утруждал себя воздыханиями, не просто плакал, но измывал слезами ложе, и притом каждую ночь. И говорит не о прошедшем только времени, но дает обещание делать тоже и впредь целую жизнь; и время, которое многие употребляют на упокоение, посвящает он на исповедание. **Измыю на всяку нощь ложе мое.** За одну ночь, в которую сделал я грех, провел много ночей, омочая слезами постелю мою. **//Толкование на псалмы.//** ===== Свт. Иоанн Златоуст ===== **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** Далее, желая на­учить, что при Божием человеколюбии должны быть и наши собственные усилия, – потому что, если бы мы указывали и на немощь свою, и на смятение свое, и на благость Божию, и на все то, что он сказал, но не приложили должного с нашей сто­роны, то не было бы нам никакой пользы, – посмотри, что присовокупляет он: **"утомлен"**, говорит, **"я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою"**. Пусть выслушают живущие в низком состоянии, какое покаяние приносил царь, облекавшийся в порфиру; выслушаем это и мы, и умилимся. Он не только трудился, но утруждался воздыханиями, не только плакал, но слезами омывал постель свою, и не один, два или три дня, но каждую ночь; и не о про­шедшем только говорит, но и о будущем. Не думайте, что он, сделав так однажды, потом предался покою; нет, он всю жизнь, постоянно поступал таким образом, – не так, как мы, которые часто, сделав это какой-нибудь один день, или даже не сделав ни однажды, предаемся смеху, роскоши и удовольствиям. Не так он поступал, но проводил жизнь в постоянных слезах. Будем же и мы подражать его испове­данию. Если мы не захотим плакать здесь, то по необходимости должны будем воздыхать и плакать там; притом там без пользы, а здесь с пользою, там со стыдом, а здесь с вели­ким благоприличием. А что это непременно будет, о том по­слушай, как говорит Христос: //"там будет плач и скрежет зубов"// [[new:mf:08:12|(Мф.8:12)]]. Не испытают этого плачущие здесь, но они получат великое утешение: //"блаженны плачущие, ибо они утешатся"// (Мф.5:4); "горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение" [[new:lk:06:24|(Лк.6:24)]]. Пусть выслушают имеющие золотые кровати, какая была кровать у царя, – не украшенная драгоценными камнями, не испещренная золотом, но омытая слезами. Для него ночи были ночами не отдохновения, а воздыханий и слез. Так как днем развлекало его множество забот, то время, которое все употребляют на отдых, он делал временем исповедания, проливая тогда самые горячие слезы. И всегда хорошо – плакать, но особенно во время ночи, когда никто не препятствует этому дивному удовольствию, когда желающий может предаваться ему с полной свободою. Испытавшие понимают, что я говорю, знают, какую радость доставляют эти источники слез. Эти слезы могут угасить неугасимый пламень, ту реку, которая течет пред судилищем. Вот почему и Павел три года плакал день и ночь, исправляя чужие недостатки [[new:act:20:31|(Деян.20:31)]]; а мы и о своих не плачем, но, предавшись смеху и сластолюбию, ночью погру­жаемся в глубокий сон. У нас, когда одни предаются сну, подобию смерти, другие бодрствуют бодрствованием, которое хуже смерти, размышляя в это время о барышах и доходах и устрояя козни другим. Не таковы истинно бодрствующие, но они возделывают души свои, окропляя их слезами, как дож­дем, и взращивая семена добродетели. Никакому пороку и разврату недоступно ложе, принимающее такие слезы. Проливаю­щий эти слезы нисколько не думает о земном, избавляет душу свою от всякого беспокойства и делает ум свой светлее солнца. Не подумайте, что я говорю только монахам; это увещание отно­сится и к мирянам, и к ним еще более, нежели к тем, потому что они особенно имеют нужду в врачествах покаяния. Кто плачет таким образом, тот встанет с душою, превос­ходящею тихую пристань, отвергнув все страсти; исполнившись великого веселия. он пойдет в дом Божий с дерзновением; с ближним он будет беседовать с удовольствием, потому что в нем не гнездится гнев, не воспламеняется ни похоть, ни сребролюбие, ни зависть, и ничто подобное. Это ночное стенание и слезы прогоняют все это, как бы диких зверей, скрывающихся внутри. **//Беседы на псалмы. На псалом 6.//** ---- Велик огонь греха, но угасает от немногих слез, потому что слеза гасит пожар греховный и омывает зловоние греха. Об этом свидетельствует блаженный Давид, когда он, указывая, как сильна слеза, говорит: **измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу**. Если бы он хотел означить только обилие слез, то достаточно было бы сказать: **слезами моими постелю мою омочу**; для чего же он наперед сказал: **измыю**? Для того, чтобы показать, что слезы омывают и очищают от грехов. **//Беседы о покаянии.//** ---- Твердо зная, что сеющие слезами с радостью пожнут колосья небесной (жизни). //«Уходящие уходили и плакали, бросая семена свои, а приходящие придут с радостью»//, – в воскресении, //«собирая снопы свои»// [[old:ps:125:06|(Пс.125:6)]]. Как водою и Духом (мы кре­стимся), так и, крестясь водою слез и огнем горячей душевной боли, мы получаем очищение. Как крещение, так и истинное слезное сокрушение не даются никогда без Святого Духа. **//Беседа на псалом Давида о восьмом дне.//** ---- Хочешь ли видеть наилучшее украшение постели? Я сейчас покажу тебе украшение постели не какого-либо простого селянина, и не человека военного, но постели царской. Я совершенно уверен, что, будь ты из всех самолюбивых самолюбивейший, не пожелаешь однако ж постели краше постели царя, и царя не какого-нибудь, но царя первого, всех царей царейшего, и доныне славимого во всей вселенной. Указываю тебе на постель блаженного Давида. Знаешь, какова она была? Она была преукрашена не золотом и серебром, но слезами и исповеданием. Об этом сам он сказывает, говоря: **«измыю на всяку нощ ложе мое, слезами моими постелю мою омочу»**[[old:ps:006:07| (Пс. 6:7)]]. Слезы будто маргариты, отвсюду были на ней насажены. И посмотри ты мне, какая у него боголюбивая душа? Так как днем развлекали его многие заботы и попечения о делах народных и воинских, то он на исповедание, молитвы и слезы употреблял время отдыха, в которое другие все наслаждаются покоем. И это делал он не так, чтоб одну ночь побдел, а другую отдыхал, или по две и по три ночи бодрствовал, а в промежутках предавался покою, но делал так всякую ночь. **«Измыю**, – говорит, – **на всяку нощь ложе мое**, – **слезами моими постелю мою омочу»**, – выражая тем и обилие слез и постоянство в них. Когда все отдыхали и предавались покою, один он беседовал тогда к Богу, и очей не смыкал, с сокрушением и плачем исповедуя грехи свои. Такую же и ты приготовь себе постель. Постель, золотом обложенная с одной стороны, зависть человеческую возбуждает, с другой – гнев Божий воспламеняет. Слезы же, подобные слезам Давида, даже геенский огнь угашают. **//Святые отцы о молитве и трезвении.//** ===== Прп. Анастасий Синаит ===== **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** Посему и прибавляет: **«Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу»**, достоверно зная, что сеющие на земле слезные капли из очей в радости пожнут небесную траву. //«Ходящий хождаху и плакахуся, метающи семена своя: грядуще же приидут радостию в воскресении, вземлюще рукояти (снопы) своя»// ([[old:ps:125:06|Пс.125:6]]). Ибо как водою и духом мы возрождаемся в крещении, так водою слез, огнем и жаром умиления мы вновь обновляем свое крещение, очищаемся и становимся причастниками Святого Духа. Потому ни крещение, ни истинное слезное умиление никогда не дается без содействия Святого Духа. И не удивляйся тому, что часто в самый час крещения рождается в нас умиление. Ведь мы получаем, будучи еще младенцами, в крещении благодать и отпущение, но, возрастая в грехах, мараем и угашаем эти [дары]. Слезами же до старости и до последнего вздоха мы можем ежедневно вновь креститься и очищаться, как говорится далее в псалме. **//Слово на шестой псалом.//** ===== Блж. Феодорит Кирский ===== **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** Знаю, что велико и тяжко, в чем прегрешил я, но непрестанно проливаю слезы, и оплакиваю грехи, на которые отважился, и оскверненное беззаконием ложе мое омываю всегда слезами, стараясь очистить оное ими, даже, если получу и прощение, не перестану делать сего. Ибо это значат слова: //«измыю»// и //«омочу на всяку нощь ложе мое»//. ===== Евфимий Зигабен ===== **Утрудился воздиханием моим** (воздыхая), **измыю** (омываю) **на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** (орошаю) Не просто, говорит, я трудился, но трудился, издавая стоны; а это свидетельствует о весьма усиленном труде. И не сказал также просто: поплачу или пролью слезы, но сказал: выкупаю в слезах мое ложе,—и притом не один и не два раза, но я стану, говорит, поступать таким образом в продолжение каждой ночи. Днем отвлекают меня от этого разные заботы, а потому время отдыха от дневных забот (т.е. ночь) я и сделаю для себя временем исповедания, когда никто и ничто меня не беспокоит. И действительно, ночное время есть время самое удобное для раскаяния. Далее слова: **слезами моими постелю мою омочу**, составляют добавление к предыдущим словам: **измыю на всяку нощь ложе мое**, как дополняющие и поясняющие первые. Послушаем же теперь мы—простые смертные, как кается такой великий царь, каким был пророк, и станем подражать ему в этом. Приведенные выше слова пророк произносит с целью, как можно скорее и легче склонить на милость милосердного к нам Господа, да— не когда огромное время бедствия надломит в пророке силы его духа и соделает его ни на что доброе неспособным (явит ему Господь свое милосердие). ===== Архиеп. Ириней (Клементьевский) ===== **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** Четвертый довод выводит Пророк от плодов достойных покаяния, которые Богу принести обещает, глаголя, что не токмо признает грех свой и гнушается оным, но и хощет по возможности наказать себя. К чему и нас примером своим возбуждает: //аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были// ([[new:1kor:11:31|1Кор. 11:31]]). То есть: аще бы сами себя осуждали и наказывали, то не были бы осуждени и наказани от Господа: щадит бо Господь не щадящих себе. Глаголет убо: //утрудихся воздыханием моим//, то есть: чувствуя всю тяжесть грехов моих, изнемогох от стенания и плача, но и еще стенати и плакати не престану; //измыю бо на всяку нощь ложе мое//, то есть: во время нощное, когда все спят и покоятся, я, вместо сна и покоя, грехи мои изобильными слезами на ложе моем омывати буду, и ту //постелю мою//, на нейже беззаконие содеях, потоком тех же слез //омочу//, и притом не единожды, или дважды, но //на всяку нощь// сие творити буду. Здесь заметить должно, во-первых, множество слез, излиянных Давидом: ибо вместо глагола измыю, в Еврейском тексте читается: //плавати сотворю//, как перевел Иероним. Да и самый Славянский глагол //измыю// немалых слез излияние являет, когда самая постеля оными измыта была. Равным образом, и глагол //омочу// означает великое множество слез, текущих на подобие источника. Во-вторых долговременность или продолжение слез: ибо оныя слова: //на всяку нощь//, суть обоюдныя, то есть, двоякое знаменование имеющия. Ибо могут означить: //чрез всю нощь//, как перевел Иероним, и: //на всяку нощь//, как перевели седмьдесят толковников. И то, и другое удивительно, и купно истинно: то есть, что и чрез долгое время, и притом на всякую нощь изливал Пророк изобильныя слезы. В котором зерцале должны усматривать себя те, которые, соделав премногие и зело тяжкие грехи, едва малыя капли слез испускают, когда отпущения грехов у Бога просят. //** Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому.**// ===== Еп. Ириней (Орда) ===== Ст. 7-8 **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу. Смятеся от ярости око мое, обетшах во всех вразех моих** Еще раз псалмист изображает свои бедствия; мучимый чувством оставленности Богом, он плачет целую ночь; от душевной боли (**от ярости**) глаза его ослабели (с евр. "иссохло око") и он сам состарился, выглядывает стариком, именно потому (**от** в смысле – по причине), что враги его угнетают со всех сторон. **//Руководственное пособие к пониманию Псалтири.//** ===== Прот. Григорий Разумовский ===== **Утрудихся воздыханием моим, измыю на всяку нощь ложе мое, слезами моими постелю мою омочу** По русскому переводу: «Утомлен я воздыханиями моими (происходящими от сильной скорби о содеянных грехах), каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою». Как глубоко раскаяние Давида! Есть предание, что он всю жизнь, следующую за грехопадением, проводил в постоянных слезах. И за такое слезное покаяние он получил достойное утешение от Господа, рекшего: «//Блажени плачущии, яко тии утешатся//» [[new:mf:05:04|(Мф. 5:4)]]. Господь простил ему грехи, возвратил прежнее благоволение, не отнял от него Духа Святого, сопричислил его к лику святых угодников Своих. А Святая Церковь Христова поставляет его одним из первых образцов покаяния для всех грешников, ищущих обращения и спасения. //**Объяснение священной книги псалмов.**// [<10>]